Слово у дверей. В одном из центральных залов столицы открылась выставка работ ученика Московской Художественной школы Коли Дмитриева. В этот день выставку посетила большая группа ребят.
Профессор Гайбуров подвел всех к большой, массивной белой двери, которая вела в зал.
- Милые мои друзья,- начал он.- Мы сейчас с вами увидим замечательные работы одного из талантливейших младших сыновей нашей великой Родины, совсем еще юного художника – Коли Дмитриева. Прежде чем раскроется эта дверь, я хотел бы сказать вам несколько слов…
Три года назад с ним произошло несчастье. Коля пошел на охоту с одним из своих товарищей в деревне, где он отдыхал. Товарищ шел впереди с заряженным ружьем в руке. Шли по краю глубокого, обрывистого оврага, на дне которого торчали острые сучья бурелома. Товарищ поскользнулся на мокром листе и упал бы вниз прямо на эти острые деревянные клыки. Коля бросился вперед, чтобы подхватить его. Но тот сам, пытаясь удержаться, инстинктивно рывком уперся на ружье, схватившись за его ствол. Ружье со взведенным курком ударилось ложем в пень. Раздался выстрел. Коля, даже не вскрикнув, упал лицом на землю. Заряд попал ему прямо в висок…
Когда в Москву были доставлены папки с его работами, все были потрясены их количеством. Трудно поверить, что мальчик сделал все это за два месяца. Почти полтораста работ! И каких! В них уже были и зрелость, и редкое мастерство.
Я хорошо знал Колю Дмитриева. Мы с ним дружили. Мне, старому человеку, всегда было интересно с ним. Как он умел слушать, как вкусно хохотал! И всегда было приятно рассказывать ему что-нибудь. Он был необыкновенно волевым, трудолюбивым в учении, настойчивым в работе. Он умел чутко уловить отблески света, который исходит из труда, мыслей простых людей. Он завидовал тем ребятам, которые уже приносили какую-то реальную пользу нашему народу. По скромности своей он считал, что ничего еще толкового не сделал. Он отказывался верить, что сам совершает настоящий, подлинный подвиг труда.
А теперь, друзья, пойдем и посмотрим его работы. (по Л.Кассилю)
Задание:
1. Определить тему, основную мысль, стиль и тип текста. Аргументируйте свой ответ.
2. Определите микротемы абзацев, ключевые слова.
3. Запишите первые четыре предложения в виде двух, сохранив при этом суть всех предложений.
4. Воспроизведите речь профессора в сжатой форме. Для этого ответьте на вопросы: о чем необходимо сказать, чтобы объяснить причину смерти мальчика, а что относится к подробностям, деталям, которые можно опустить.
5. Определи, что в каждом абзаце главное, а что – второстепенное;
6. Какой прием сжатия можно использовать?
7. Напиши сжатое изложение
Картина «Заморские гости» была написана Н. Рерихом в 1901г. На ней мы видим плывущие ладьи, на носах которых находятся раскрашенные драконы. В лодках заморские гости – варяги, едут они, дивясь красоте Древней Руси и сверкая на солнце щитами.
Мы будто ощущаем медленное движение расписных ладей по синей глади на холстах Рериха почти не видны лица. Они – безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах
Попробуй найти то единственное слово, что ляжет на сердце! Это почти шахтёрский по изнурительности труд. Не даже Интернет. Лишь редкому художнику открываются чистые слова. Они согревают, как тёплая ладонь.
Книги Носова полны тишайшим народцем, живущим у наших ног. Тут мураши, шмели, подсолнух, крапива. А вокруг – наша земля. Всё - живое. Как бы ни был одинок человек, он всегда в соседстве с природой. Научись понимать её, и ты не будешь одинок."