Сложные предложения с различными видами связи. 1. Выпишите сложное предложение с бессоюзной и подчинитель- ной связью между частями. Подчеркните основы, выделите сою- зы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) Люди смотрят на монументальную живопись издали, и поэтому художник избегает в своей работе мелких деталей, которых зритель
всё равно не разглядит.
2) Художник-декоратор решает, как должна быть освещена сцена, чтобы лучше передать настроение спектакля, душевное состояние героев: он может залить её яркими лучами солнца или таинственным
светом луны.
3) Прохожий задерживается лишь на минуту, чтобы посмотреть на плакат, и в это короткое время он должен и увидеть, и прочесть то,
что на нём есть.
4) На картине В. Васнецова «Алёнушка» лес - это фон картины, но он составляет одно целое с фигурой девочки: он так же печален
и поэтичен, как и героиня.
2. Выпишите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью между частями. Подчеркните основы, выделите сою- зы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) Художник-иллюстратор делает много предварительных рисунков, он ищет среди окружающих его людей лица, которые кажутся ему похожими на героев произведения.
2) Античное искусство было создано свободными людьми, какими и были жители древнегреческих городов-республик, а их идеалом стал образ человека-гражданина, гармонически развитого физиче-
ски и духовно.
3) Как человеческие помыслы стремились к Богу, так устремлялись высоко в небо остроконечные шпили готических соборов, а вокруг, на тесных и тёмных улочках, толпились маленькие домишки.
4) При изготовлении офорта в углубления на пластинке втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом
получается оттиск.
3. Выпишите сложное предложение с сочинительной и подчини- тельной связью между частями. Подчеркните основы, выделите союзы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) Художники эпохи Возрождения предпочитали писать темперой или масляными красками: они создавали большие произведения, для
которых пастель не подходит.
2) Древние египтяне и индусы писали на пальмовых листьях, а вавилоняне и ассирийцы - на глиняных плитках, которые затем храни-
ли в глиняных ящичках.
3) Волокна стеблей папируса разрезались, склеивались и прессо- вались, затем готовые листы подклеивали один к другому, и получал-
ся свиток, на котором писали.
4) Века шли, и постепенно всё менялось: вырастали новые города,
быстро развивались торговля и ремёсла.
4. Выпишите сложное предложение с подчинительной и сочини- тельной связью между частями. Подчеркните основы, выделите союзы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) До сих пор ещё нельзя сказать точно, когда научились делать бумагу, но предполагают, что изобретена она была во II веке нашей
эры в Китае.
2) Статуи фараонов не были только портретами, они были также
двойниками тех, кого изображали.
3) В эпоху Возрождения в Италии жило много замечательных художников, но имена трёх гениальных мастеров знает каждый: это Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти.
4) Рисунок может быть самостоятельным произведением искусства, над которым художник работает долго и кропотливо: в рисунке так же, как в живописи, художник изображает людей и передаёт их
чувства и настроение.
5. Выпишите сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью между частями. Подчеркните основы, выделите союзы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) Миланский собор - единственный собор в Европе, который украшен, как кружевом, резным мрамором, а строили его около
шести веков.
2) Рос город Милан, а вместе с ним рос и собор, в котором было
сосредоточено всё, что создало средневековое искусство.
3) Пейзажная живопись очень разнообразна: есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть такие пейзажи, которые создала фантазия художника.
4) Так же, как иконы, древние фрески хранят в себе историю нашей страны, они говорят и о высоком искусстве старинных русских художников, которое мы должны беречь.
Нужно уметь улавливать настроение природы. Иногда она бывает взволнованна, иногда сердита. Человек являются частью природы, и он не может ею не восхищаться, ее разнообразием и неповторимостью. Сколько картин, сколько стихов, песен написано в честь природы.
Но, к сожалению, многие не ценят природу, они готовы уничтожать ее ради денег, ради собственно комфорта. Их не волнует, что приносят вред не только природе, но и себе, своим детям, правнукам. Наше богатство это природа, и очень печально осознавать, что многие этого не понимают и не ценят. Для современного человека очень важно научиться жить в гармонии с природой.
ответ: Описание красоты зимородка.
Вопрос: Главную мысль текста.
ответ: Природа позаботилась не только о красивой расцветке птиц, но и наделила их выживать (например, зимородок имеет длинный и прямой нос, которым он без промаха хватает из воды мелких рыбёшек).
Вопрос: Заголовок.
ответ: Зимородок.
Задание: Найдите в предложениях слова, которые отвечают на один из данных вопросов, и определите к какой части речи они относятся:
Существительные (КТО?/ЧТО?): речкой (что? → н.ф. речка); зимородок (кто?); птица (кто?); брюшко (что?); спинка (что?); нос (что?); палочка (что?); промаха (что? →н.ф. промах); воды (что? → н.ф. вода); рыбёшек (кто? → н.ф. рыбёшки).
Прилагательное (КАКОЙ?/ КАКАЯ?/КАКОЕ?/КАКИЕ?): красивая (какая?); оранжевое (какое?); ярко-зелёная (какая?); длинный (какой?); прямой (какой?); мелких (каких?).
Глаголы (ЧТО ДЕЛАЕТ?): летит, хватает.
Задание: Спишите первое предложение и предложение,в котором даётся описание внешнего вида птицы.
Летит над речкой зимородок. Очень красивая птица: брюшко оранжевое, спинка ярко-зелёная, а нос длинный и прямой, как палочка.