Пушкин углубил рассмотрение маленького человека, усилил психологизм в его изображении, но в принципах гуманизма был очень близок к Карамзину. Правда, у Пушкина маленький человек — это уже не крестьянин, для Пушкина это отдельная тема. Своего героя Пушкин берет из среды мелкого чиновничества, изображая в «Станционном смотрителе» Самсона Вырина, «сущего мученика четырнадцатого класса (то есть самого низкого чина в тогдашней служебной иерархии, — А.Е.), огражденного своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Пушкин развивает в повести незамысловатый, но трогательный сюжет о том, как гусар Минский увез у старика его дочь, единственную отраду. Все попытки Вырина добиться справедливости тщетны, да и не под силу этому забитому человеку что-либо сделать. И хотя судьба дочери складывается в конце концов счастливо, это не очень влияет на жизнь бедного станционного смотрителя. Он умирает, так и не увидев перед смертью своей Дуни, будучи глубоко несчастным и несправедливо обиженным. Сила сочувствия герою возбуждается в читателе еще и тем, что сам Вырин совершенно не осознать причиненную ему несправедливость, в нем еще не пробудилось чувство собственного достоинства. Он даже не жалуется, не ропщет, не говоря уже о том, чтобы протестовать или возмущаться, он привык к тому, что каждый может его обидеть. В повести отчетливо прослеживается любимая пушкинская тема: нельзя строить свое счастье на несчастье другого, и идиллическая картинка в финале не может заставить забыть о судьбе Самсона Вырина. В повести Пушкина, так же, как и у Карамзина, акцентируются не социальные стороны проблемы, а нравственные, психологические, философские. (Сократи)
Книги сопровождают человека всю его жизнь, начиная с младенческих лет и до самой старости. Какие-то книги надолго остаются в памяти, какие-то быстро забываются. Некоторые хочется читать и перечитывать по несколько раз, потому что они любимые. С героями любимых книг сживаешься, как с самыми родными людьми.
Моей любимой книгой с некоторых пор стала повесть Валентина Распутина «Уроки французского». Впервые я открыл ее летом, когда читал произведения, заданные для чтения на лето. Потом перечитал повесть еще раз, когда готовился к урокам. Меня поразила судьба главного героя и его учительницы французского Лидии Михайловны. Насколько добрым может быть человек. Лидия Михайловна оказалась очень чутким и отзывчивым человеком. Страдания ученика, его трудная, полная лишений жизнь не оставили ее равнодушной, и она постаралась сделать все возможное, чтобы хоть как-то ему. Когда у Лидии Михайловны не получилось кормить мальчика во время занятий у нее на квартире, она придумала хитрость с посылкой. Но и главный герой повести оказался очень умным и сообразительным. Он сразу же догадался, что посылку не могла прислать его мама. Ведь у них никогда не продавали макароны. Не зная, как еще можно стеснительному и гордому мальчику, Лидия Михайловна идет на проступок, который вызывает возмущение у директора школы. Игра на деньги да еще со своим учеником – это, наверное, не просто проступок, это преступление. Но Лидию Михайловну это не останавливает. Для нее важнее жизнь ребенка, которому некому было Ее уроки доброты запомнились главному герою на всю жизнь. И я тоже запомнил эти уроки. Человек всегда должен стремиться окружающим его людям. Иначе мир вокруг нас станет злым и жестоким.
Моей любимой книгой с некоторых пор стала повесть Валентина Распутина «Уроки французского». Впервые я открыл ее летом, когда читал произведения, заданные для чтения на лето. Потом перечитал повесть еще раз, когда готовился к урокам. Меня поразила судьба главного героя и его учительницы французского Лидии Михайловны. Насколько добрым может быть человек. Лидия Михайловна оказалась очень чутким и отзывчивым человеком. Страдания ученика, его трудная, полная лишений жизнь не оставили ее равнодушной, и она постаралась сделать все возможное, чтобы хоть как-то ему. Когда у Лидии Михайловны не получилось кормить мальчика во время занятий у нее на квартире, она придумала хитрость с посылкой. Но и главный герой повести оказался очень умным и сообразительным. Он сразу же догадался, что посылку не могла прислать его мама. Ведь у них никогда не продавали макароны.
Не зная, как еще можно стеснительному и гордому мальчику, Лидия Михайловна идет на проступок, который вызывает возмущение у директора школы. Игра на деньги да еще со своим учеником – это, наверное, не просто проступок, это преступление. Но Лидию Михайловну это не останавливает. Для нее важнее жизнь ребенка, которому некому было Ее уроки доброты запомнились главному герою на всю жизнь. И я тоже запомнил эти уроки. Человек всегда должен стремиться окружающим его людям. Иначе мир вокруг нас станет злым и жестоким.