Рефиксальный словообразования — образование нового слова за счет прибавления префикса к производящему слову. При этом производное слово не переходит в другую часть речи.
Особенно продуктивна префиксация у глаголов, причем в подавляющем большинстве случаев префиксы не только привносят в производный глагол новый оттенок лексического значения, но и придают ему грамматическое значение совершенного вида. Чаще всего префиксальные глаголы совершенного вида мотивируются глаголами несовершенного вида: учить -> изучить, читать -> прочитать. Существенно реже в качестве мотивирующих глаголов выступают глаголы совершенного вида или двувидовые глаголы: прыгнуть -> подпрыгнуть, наследовать -> унаследовать. В некоторых случаях в результате добавления префикса образуются глаголы несовершенного вида (гармонировать -> дисгармонировать, переживать -> сопереживать) или двувидовые глаголы (расходовать -> перерасходовать, квалифицировать -> дисквалифицировать).
Префиксальный словообразовательный у имен существительных и прилагательных менее продуктивен, чем у глаголов. Причём, эти части речи довольно часто присоединяют к себе приставки иноязычного происхождения — по большей части латинские (де-/дез-, суб-, транс- и др.) или греческие (а-, анти-, архи- и др.). Например: монтаж -> демонтаж, комфорт -> дискомфорт, министр -> экс-министр, логичный -> алогичный, народный -> антинародный, важный -> архиважный, национальный -> интернациональный, ординарный -> экстраординарный и т.п. Из собственно русских (по происхождению) префиксов достаточно употребительными у этих частей речи являются следующие:
без-/бес- (грамотный -> безграмотный, порядок -> беспорядок);
вне- (плановый -> внеплановый);
до до
наи- (лучший -> наилучший);
не- (обычный -> необычный, удача -> неудача);
пере- (смена -> пересмена);
под- (система -> подсистема);
пре- (противный -> препротивный);
при- (вокзальный -> привокзальный, звук -> призвук);
со- (автор -> соавтор);
сверх- (звуковой -> сверхзвуковой) и др.
Префиксация, как менее продуктивное и менее частотное словообразовательное средство, встречается и у других частей речи — у наречий, местоимений, например: даром -> недаром, долго -> задолго, совсем -> насовсем, всюду -> отовсюду, завтра -> послезавтра, кто -> некто, какой -> никакой, что -> кое-что и т.п.
Особенно продуктивна префиксация у глаголов, причем в подавляющем большинстве случаев префиксы не только привносят в производный глагол новый оттенок лексического значения, но и придают ему грамматическое значение совершенного вида. Чаще всего префиксальные глаголы совершенного вида мотивируются глаголами несовершенного вида: учить -> изучить, читать -> прочитать. Существенно реже в качестве мотивирующих глаголов выступают глаголы совершенного вида или двувидовые глаголы: прыгнуть -> подпрыгнуть, наследовать -> унаследовать. В некоторых случаях в результате добавления префикса образуются глаголы несовершенного вида (гармонировать -> дисгармонировать, переживать -> сопереживать) или двувидовые глаголы (расходовать -> перерасходовать, квалифицировать -> дисквалифицировать).
Префиксальный словообразовательный у имен существительных и прилагательных менее продуктивен, чем у глаголов. Причём, эти части речи довольно часто присоединяют к себе приставки иноязычного происхождения — по большей части латинские (де-/дез-, суб-, транс- и др.) или греческие (а-, анти-, архи- и др.). Например: монтаж -> демонтаж, комфорт -> дискомфорт, министр -> экс-министр, логичный -> алогичный, народный -> антинародный, важный -> архиважный, национальный -> интернациональный, ординарный -> экстраординарный и т.п. Из собственно русских (по происхождению) префиксов достаточно употребительными у этих частей речи являются следующие:
без-/бес- (грамотный -> безграмотный, порядок -> беспорядок);
вне- (плановый -> внеплановый);
до до
наи- (лучший -> наилучший);
не- (обычный -> необычный, удача -> неудача);
пере- (смена -> пересмена);
под- (система -> подсистема);
пре- (противный -> препротивный);
при- (вокзальный -> привокзальный, звук -> призвук);
со- (автор -> соавтор);
сверх- (звуковой -> сверхзвуковой) и др.
Префиксация, как менее продуктивное и менее частотное словообразовательное средство, встречается и у других частей речи — у наречий, местоимений, например: даром -> недаром, долго -> задолго, совсем -> насовсем, всюду -> отовсюду, завтра -> послезавтра, кто -> некто, какой -> никакой, что -> кое-что и т.п.