Эту картину любят зрители. ее автор эмилия яковлевна шанкс (1857—1936). в книге отзывов нашего музея зрители постоянно упоминают это произведение: и пенсионеры, и студенты, и школьники. одна из учениц начальных классов прямо утверждает, что «наем губернаторки» (так она прочла незнакомое слово) — лучшая картина во всем музее! сейчас эта работа уже в третьяковской галерее. ее увидят на выставке «врата сибири». об э. шанкс сведений мало. ее имени и репродукций картин нет даже в толстых фолиантах о творчестве передвижников. в ее послужном списке немного картин и выставок. в «сборнике на учащимся женщинам», изданном в 1901 г. в петербурге, о шанкс дана короткая биографиче-ская справка, из которой узнаем, что она родилась в москве, окончила училище живописи, ваяния и зодчества, была экспонентом выставок товарищества передвижников. за полотно «чернильное пятно» была включена в члены товарищества и стала первой женщиной, удостоенной этой чести.в xix веке барышни «из общества», получая образование в пансионе или дома, обязательно имели уроки рисунка и музыки. а профессиональные художницы появились только в конце века. их немного: м. башкирцева, е. поленова,м. якунчикова, з. серебрякова. им досталось больше извест-ности и даже славы, чем э. шанкс.в картине эмилии яковлевны «наем гувернантки» противопоставлены две женщины — состоятельная и девушка из интеллигентной среды, очевидно курсистка, «бестужевка», как называли тех, кто учился на высших женских бестужевских курсах. богатая, но пестрая и безвкусно обставленная гостиная говорит о том, что героиня в кружевном пеньюаре, томно раскинувшаяся на канапе, не принадлежит к аристократии.няня, мальчика в матроске и девочку в розовом платьице, уже им не нужна — дети подросли. теперь их будет воспитывать и учить гувернантка.маленькая барышня смотрит на нее настороженно, мальчик — оценивающе, иронично. судя по всему, не уютно чувствует себя в чужой среде и молодая гувернантка, одетая в скромное черное платье и шапочку, которые обычно носили курсистки.противопоставляя двух женщин разного сословия, автор картины э. шанк, безусловно, симпатизирует девушке-интеллигентке, она сама принадлежит к этому кругу. точность типов, обстоятельность действия делают эту «картину-рассказ» доступной для любой категории зрителей, поэтому она многим нравится.
1) Морфологические и синтаксические признаки местоимений зависят от того, с какой частью речи (существительным, прилагательным, числительным) они соотносятся. Неверно
2) Личные местоимения указывают на лицо или на предмет, о котором идет речь, а также замещают существительные в речи во избежание повторов. Верно
3) Возвратное местоимение себя изменяется по лицам, родам, числам. Верно
4) В предложении притяжательное местоимение является определением. Верно
2. Определите количество местоимений, встречающихся в отрывке из произведения.
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела…
1) 5
2) 2
3) 3
4) 4
3. В названии какого из художественных произведений не используется личное местоимение?
1) А. Куприн. «Как я был актером» (Местоимение я - личное).
2) А.Н.Толстой. «Что мы защищаем» (Местоимение мы - личное).
4) В.Шукшин. «Позови меня в даль светлую» (Местоимение меня - личное).
4. В какой из пословиц (поговорок) употреблено возвратное местоимение?
1) Всяк правду любит, и всяк ее губит.
2) Ты да ты, да опять ты, так один ты и будешь.
3) Ваша воля, наша доля.
4) Худой разум сам себе враг. (Возвратное местоимение - себе).
5. В каком ряду все слова являются указательными местоимениями?
1) который, сам, ваш
2) кое-что, сей, каждый
3) это, такой, тот - указательные местоимения.
4) какой, таков, несколько
6. В каком ряду все слова являются определительными местоимениями?
1) весь, иной, сам - определительные местоимения.
2) всякий, такой, твой
3) другой, мой, их
4) ваш, никакой, таков
7. В каком предложении замена выделенного слова словом «каждый» невозможна?
1) Всякий дом хозяином держится.
2) Он ходил по дворам и задавал всякие вопросы. (Замена выделенного слова "всякий" словом «каждый» невозможна).
3) Всякий отдыхающий отмечает необыкновенную красоту этих мест.
4) У всякой пташки свои замашки.
8. Укажите предложение с вопросительным местоимением.
1) Стократ блажен, кто может сном забыться вдали столиц, карет и петухов!
2) Кто раз любил, уж не полюбит вновь…
3) Кто мне пришлет ее портрет? (Предложение с вопросительным местоимением).
4) Блажен, кто знает сладострастье высоких мыслей и стихов!
9. В каком ряду все слова являются неопределенными местоимениями?
1) некто, что-либо, что-нибудь (все слова являются неопределенными местоимениями).
2) чей-то, некого, всякий
3) какой-то, каждый, самый
4) любой, чей, свой
10. В каком случае на месте пропуска пишется Е?
1) НИкто не пришел.
2) Не встретил нИкого из друзей.
3) Ждать уже было нЕкого.
4) Не задавал нИкаких вопросов.
11. В каком случае верно указаны морфологические признаки выделенного местоимения?
Было утро какого-то летнего дня…
1) неопределенное, В.п.
2) определительное, м.р., ед.ч., Р.п.
3) неопределенное, ед.ч., В.п.
4) неопределенное, м.р., ед.ч., Р.п.
12. В каком случае выделенное слово является подлежащим?
Иногда (1) он переворачивал шишку, отдыхал или перебирал перышки на спине. На затылке (2) у него было красное пятнышко. С тех пор пять осеней. И каждую осень я приходил по тихой тропинке к сухой сосне и встречал (3) на ней знакомого дятла. На сосне (4) у него «кузница», и он разбивает на ней шишки…
1) 1 (местоимение он является подлежащим).
2) 2
3) 3
4) 4
13. Укажи местоимения, в которых допущена ошибка:
Нечего взять, не во что не верить, ни к чему не при , некому , некоторые обстоятельства, некого винить, ни в каких условиях, ни кому не говорить, ни о каких причинах.
14. Вставь буквы. Укажи предложения, в которых местоимения пишутся с НИ.
1) НИчего не сказала она ему в ответ.
2) Вокруг нИчего не оставалось, кроме брошенных рыбаками лодок.
3) НЕкоторые молчали и с вниманием слушали.
4) НЕ с кого спрашивать, когда сам виноват.
5) НИчьих голосов мы там не услышали.
6) Мне нЕ к кому было обратиться.
7) Он нИкаким ремеслом не занимался, нИ к кому не ездил.
15. Укажи предложения, в которых допущена ошибка.
1) Ничего мне здесь не нравилось.
2) Несколько спортсменов получили награды.
3) НИ о ком во время путешествия они не вспомнили.
4) О каких-то фактах он даже не догадывался.
5) К некоторым людям он относился с уважением.
16. Укажи предложения, в которых допущена ошибка. Запишите местоимения в исправленном виде.
Контрольная работа 6 класс
Местоимение
2 вариант
1. Выберите неверное утверждение.
1) Морфологические и синтаксические признаки местоимений зависят от того, с какой частью речи (существительным, прилагательным, числительным) они соотносятся. Неверно
2) Личные местоимения указывают на лицо или на предмет, о котором идет речь, а также замещают существительные в речи во избежание повторов. Верно
3) Возвратное местоимение себя изменяется по лицам, родам, числам. Верно
4) В предложении притяжательное местоимение является определением. Верно
2. Определите количество местоимений, встречающихся в отрывке из произведения.
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела…
1) 5
2) 2
3) 3
4) 4
3. В названии какого из художественных произведений не используется личное местоимение?
1) А. Куприн. «Как я был актером» (Местоимение я - личное).
2) А.Н.Толстой. «Что мы защищаем» (Местоимение мы - личное).
3) М.Горький. «Мои университеты» (Местоимение мои - притяжательное).
4) В.Шукшин. «Позови меня в даль светлую» (Местоимение меня - личное).
4. В какой из пословиц (поговорок) употреблено возвратное местоимение?
1) Всяк правду любит, и всяк ее губит.
2) Ты да ты, да опять ты, так один ты и будешь.
3) Ваша воля, наша доля.
4) Худой разум сам себе враг. (Возвратное местоимение - себе).
5. В каком ряду все слова являются указательными местоимениями?
1) который, сам, ваш
2) кое-что, сей, каждый
3) это, такой, тот - указательные местоимения.
4) какой, таков, несколько
6. В каком ряду все слова являются определительными местоимениями?
1) весь, иной, сам - определительные местоимения.
2) всякий, такой, твой
3) другой, мой, их
4) ваш, никакой, таков
7. В каком предложении замена выделенного слова словом «каждый» невозможна?
1) Всякий дом хозяином держится.
2) Он ходил по дворам и задавал всякие вопросы. (Замена выделенного слова "всякий" словом «каждый» невозможна).
3) Всякий отдыхающий отмечает необыкновенную красоту этих мест.
4) У всякой пташки свои замашки.
8. Укажите предложение с вопросительным местоимением.
1) Стократ блажен, кто может сном забыться вдали столиц, карет и петухов!
2) Кто раз любил, уж не полюбит вновь…
3) Кто мне пришлет ее портрет? (Предложение с вопросительным местоимением).
4) Блажен, кто знает сладострастье высоких мыслей и стихов!
9. В каком ряду все слова являются неопределенными местоимениями?
1) некто, что-либо, что-нибудь (все слова являются неопределенными местоимениями).
2) чей-то, некого, всякий
3) какой-то, каждый, самый
4) любой, чей, свой
10. В каком случае на месте пропуска пишется Е?
1) НИкто не пришел.
2) Не встретил нИкого из друзей.
3) Ждать уже было нЕкого.
4) Не задавал нИкаких вопросов.
11. В каком случае верно указаны морфологические признаки выделенного местоимения?
Было утро какого-то летнего дня…
1) неопределенное, В.п.
2) определительное, м.р., ед.ч., Р.п.
3) неопределенное, ед.ч., В.п.
4) неопределенное, м.р., ед.ч., Р.п.
12. В каком случае выделенное слово является подлежащим?
Иногда (1) он переворачивал шишку, отдыхал или перебирал перышки на спине. На затылке (2) у него было красное пятнышко. С тех пор пять осеней. И каждую осень я приходил по тихой тропинке к сухой сосне и встречал (3) на ней знакомого дятла. На сосне (4) у него «кузница», и он разбивает на ней шишки…
1) 1 (местоимение он является подлежащим).
2) 2
3) 3
4) 4
13. Укажи местоимения, в которых допущена ошибка:
Нечего взять, не во что не верить, ни к чему не при , некому , некоторые обстоятельства, некого винить, ни в каких условиях, ни кому не говорить, ни о каких причинах.
14. Вставь буквы. Укажи предложения, в которых местоимения пишутся с НИ.
1) НИчего не сказала она ему в ответ.
2) Вокруг нИчего не оставалось, кроме брошенных рыбаками лодок.
3) НЕкоторые молчали и с вниманием слушали.
4) НЕ с кого спрашивать, когда сам виноват.
5) НИчьих голосов мы там не услышали.
6) Мне нЕ к кому было обратиться.
7) Он нИкаким ремеслом не занимался, нИ к кому не ездил.
15. Укажи предложения, в которых допущена ошибка.
1) Ничего мне здесь не нравилось.
2) Несколько спортсменов получили награды.
3) НИ о ком во время путешествия они не вспомнили.
4) О каких-то фактах он даже не догадывался.
5) К некоторым людям он относился с уважением.
16. Укажи предложения, в которых допущена ошибка. Запишите местоимения в исправленном виде.
1) У него нет близких друзей.
2) Мы остановились напротив Него.
3) Мы вели разговор об этом событии.
4) Их вещи он не брал.
5) Я услышал неожиданно.