.Вставляем буквы в окончания!
мы шагаЕМ - шагать 1 спряжение
мальчик чинИт чинИТЬ - 2 спр.
ты не слушаЕшь слушать - 1 спр.
вы видИте видеть (исключение) - 2 спр.
мама стелЕт стелить (из 2 гл.-исключений) - 1 спр.
ты не догонИшь доГНАТЬ (тз 11 гл.-исключений) - 2 спр.
Во всех этих формах окончания безударные, значит, ставим в неопределенную форму.
Если окончиваются на -ИТЬ (кроме 2 глаголов) и если это 11 глаголов-исключений, то это глагол 2 спряжения. Все остальные - 1-го.
В окончаниях глаголов 2 спр. пишем И, 1-го - пишем Е.
1. Собачка жалобно лаяла и виляла хвостом.
Схема: [ – = и = ]. Однородные сказуемые должны быть внутри кружочков
Вид предложения: ПП, осложнённое однородными сказуемыми
2. Звёзды приглушённо сверкали, и светила полная луна.
Схема: [ – = ], и [ = – ].
Вид предложения: ССП
3. Раньше кадетов учили не только математике, но и танцам.
Схема: [ = не только --- , но и --- ]. Однородные дополнения должны быть внутри кружочков
Вид предложения: ПП, осложнённое однородными дополнениями
4. У Нины пропала собака, потому что сосед выпустил ее во двор.
Схема: [ = – ], (потому что – =).
Вид предложения: СПП с придаточной причины
5. Чтобы из сада не доносился запах цветущей сирени, стеклянная дверь была плотно закрыта.
Схема: (Чтобы = –), [ – = ].
Вид предложения: СПП, с придаточной цели
.Вставляем буквы в окончания!
мы шагаЕМ - шагать 1 спряжение
мальчик чинИт чинИТЬ - 2 спр.
ты не слушаЕшь слушать - 1 спр.
вы видИте видеть (исключение) - 2 спр.
мама стелЕт стелить (из 2 гл.-исключений) - 1 спр.
ты не догонИшь доГНАТЬ (тз 11 гл.-исключений) - 2 спр.
Во всех этих формах окончания безударные, значит, ставим в неопределенную форму.
Если окончиваются на -ИТЬ (кроме 2 глаголов) и если это 11 глаголов-исключений, то это глагол 2 спряжения. Все остальные - 1-го.
В окончаниях глаголов 2 спр. пишем И, 1-го - пишем Е.
1. Собачка жалобно лаяла и виляла хвостом.
Схема: [ – = и = ]. Однородные сказуемые должны быть внутри кружочков
Вид предложения: ПП, осложнённое однородными сказуемыми
2. Звёзды приглушённо сверкали, и светила полная луна.
Схема: [ – = ], и [ = – ].
Вид предложения: ССП
3. Раньше кадетов учили не только математике, но и танцам.
Схема: [ = не только --- , но и --- ]. Однородные дополнения должны быть внутри кружочков
Вид предложения: ПП, осложнённое однородными дополнениями
4. У Нины пропала собака, потому что сосед выпустил ее во двор.
Схема: [ = – ], (потому что – =).
Вид предложения: СПП с придаточной причины
5. Чтобы из сада не доносился запах цветущей сирени, стеклянная дверь была плотно закрыта.
Схема: (Чтобы = –), [ – = ].
Вид предложения: СПП, с придаточной цели