В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
nikfdd
nikfdd
22.11.2022 09:14 •  Русский язык

Составьте план текста о Каныше Каныш Имантаевич Сатпаев (Сатбаев) родился в 1899 г. в ауле Баянаул Аккелинской волости (ныне Павлодарская область Казахстана). Отец, Имантай Сатпаев, был бием (старостой) аула. На шестом году жизни Каныша отдали на обучение к мулле. Мальчик оказался очень благодаря удивительной памяти он за месяц выучил буквы и взялся за чтение букваря. К 8 годам Каныш хорошо читал и писал по-арабски, а от учившегося в русско-киргизской школе старшего брата перенял и русскую грамоту. Позже, в 1908–1911 гг., юный Сатпаев уже сам учился в этой школе. Следующие три года будущий академик проведет в Павлодарском русско-киргизском училище, которое закончит с отличием.
Пятнадцатилетний Каныш очень хотел учиться дальше, поэтому, в 1914 г. он поступает в учительскую семинарию в Семипалатинске. Осенью 1917 г. юношу постигает удар судьбы: у него обнаруживают туберкулез. Пришлось вернуться в родной аул и лечиться народными средствами. Параллельно с лечением Каныш продолжает учиться и готовиться к экзаменам. И в 1918 г., сдав их экстерном, юный Сатпаев с отличием оканчивает семинарию, став дипломированным преподавателем.
Каныш мечтает о продолжении образования, но подорванное туберкулезом здоровье и отсутствие необходимых средств дают о себе знать. Будущий академик начинает работать в родном ауле народным судьей, время от времени проходя курсы кумысолечения. Должность судьи Сатпаев совмещает с должностью председателя баянаульского Казахского культурно-просветительского отдела. На этой должности юноша поработал весьма неплохо, в частности написал учебник по алгебре на казахском языке для местных детишек. Судьба улыбнулась ему в 1921 г., когда в Баянаул лечиться от туберкулеза приезжает академик-геолог Михаил Антонович Усов. Каныш становится его верным спутником в походах по окрестностям. К концу лета вопрос об учебе в Томске уже решен.
Осенью того же года Сатпаев поступает в Томский технологический институт, в котором проучится 5 лет. В 1926 г. молодой геолог направлен в распоряжение Центрального Совета народного хозяйства – в Атбасарский трест цветных металлов. Перед Канышем стоит непростая задача: проведение геологоразведочных работ по выявлению запасов полезных ископаемых в Жезказган-Улутауском районе. В 1941 г. Сатпаев назначается директором Геологического института Казахского филиала Академии наук СССР.
В 1942 г. Сатпаев получает Сталинскую премию за монографию «Рудные месторождения Джезказганского района», подводящую итоги 15-летнего изучения региона. Кстати, к тому моменту Канышем Сатпаевым было опубликовано более 40 научных трудов. За них 17 августа 1942 г. Высшая аттестационная комиссия присвоила ученому степень доктора геолого-минералогических наук.
Осенью 1943 г. за заслуги в развитии науки и большие достижения Каныш Имантаевич был избран член-корреспондентом Академии наук СССР. Сатпаев представляет казахстанскую науку и за рубежом. В 1947 г. в составе делегации Верховного Совета СССР он посещает Англию, где его принимают Уинстон Черчилль и премьер-министр Великобритании Клемент Эттли. В 1951 г. вследствие крайне мутных процессов «в верхах» Сатпаева сняли с должности президента АН КазССР. Под руководством Каныша Имантаевича АН КазССР принимает активное участие в разработке программы освоения целинных земель, за что Сатпаев в 1957 г. получает третий орден Ленина.
Умер Каныш Имантаевич Сатпаев 31 января 1964 г. Вся его жизнь – это бег с препятствиями, необходимость доказывать свою правоту. Ученый-геолог сделал немало для советской горной промышленности и уж точно заслуживает памяти. В Таразе его именем названа одна из улиц, но, к сожалению, нет ни одного

Показать ответ
Ответ:
Artyom2005738282
Artyom2005738282
17.11.2020 09:49
 После проливного дождя,  увидела на опушке, на лесной опушке, круглые шляпки, увидела шляпки, маленьких грибков, белых грибков, шляпки грибков, широких окон, в стеклах окон, новых домов, оранжевым блеском, отражались блеском, последние лучи, лучи солнца.
 После ( предлог ) проливного ( определение, прилагат.) дождя ( дополнение, сущ.) белка (  подлежащее, сущ.), увидела ( сказуемое, глагол), на ( предлог) лесной ( определение, прил.) опушке ( сущ., дополнение) круглые ( определение, прилагат.) шляпки ( дополнение, сущ.) маленьких ( определение, прилаг.) белых ( определение, прилаг.) грибков ( дополнение, сущ.).  В ( предлог) стеклах ( дополнение, сущ.) широких ( прилаг., определение) окон ( дополнение, сущ.)  новых ( прилаг., определение) отражались ( сказуемое, глагол) оранжевым ( определение, прилаг.) блеском ( сущ.,  дополнение) последние ( определение, прилаг.)  лучи ( сущ., подлежащее) солнца ( дополнение, сущ.).
0,0(0 оценок)
Ответ:
Анелька0
Анелька0
19.11.2020 23:31
Чужую речь можно передавать разными
1. при предложений с прямой речью: Мама попросила:"Миша, сходи за хлебом".  В этом случае чужая речь передается без изменений.
2. при СПП с косвенной речью: Мама попросила, чтобы Миша сходил за хлебом.  Чужая речь передается с изменениями.
3. при простых предложений с дополнениями: Бабушка внуку на ночь рассказывала сказку. Здесь только названа темя чужой речи.
4. при предложений с вводными словами или вводными предложениями: По словам синоптиков, сегодня ожидается гроза.  Здесь есть источник сообщения.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота