Составьте схемы предложений:
1) Петька очень боялся идти в воду, но когда вошел, то не хотел вылезать из нее и делал вид, что плавает.
2) Мороз усилился, и, когда Сашка проходил в светлом круге, который образовался от зажженного фонаря, он видел медленно реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки.
3) Вместе с матерью он боялся опоздать, хотя до отхода поезда оставалось добрых полчаса; а когда они сели в вагон и поехали, Петька прилип к окну, и только стриженая голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне.
4) Солнце светит так, что, если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завесу пожара.
5) Откуда-то из-за Волги нашли тучи, и, прежде чем мальчики успели сесть в открытую коляску, загрохотал гром и застучали крупные капли дождя.
6) Был девятый час утра, и, хотя жители уже давно встали, людей на улице было немного.
Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д. )
3. Начертите схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.
Начальная форма - Произнести, действительный залог, единственное число, мужской род, непереходный время, совершенный вид1 Сказал-глагол
1.(Что сделал?)сказал
Начальная форма--сказать
2.Постоянные признаки: переходный, совершенный вид, 1-е спряжение
Непостоянн.: изъявительное наклонение время, единственн. число, мужской род
3.(что сделал?) сказал, в предложении-сказуемое.
2
4 Промолвила-глагол,действие предмета
н.ф-промолвить
Постоянные признаки:соверш.вид,невозвратный,
непостоянные:в изъявительном наклоненении,ед.число,ж.р
Является сказуемым(подчеркнуть двумя чертами)