Спишите, подчеркните Слова одинаковые и смыслу и противоположные по значению Как камы сойма Дождь слепой и соний проливной, и холодный, и горячий Нарастающий, грибной, А еще и грозовой, Обложной, висячий, Радужный, полосовой... Скорый, Вот как много есть Сонный, медленный и дождей спорый, Для растений и людей, (О. Григорьев)
1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним. ✓✓✓✓
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.
2. Определите тип подчинения придаточных предложений:
[С самого начала вы должны так поставить дело], (как?) (чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах), (как?) (чтобы им хотелось вам рассказать), (как?) (чтобы они были заинтересованы в вашем знании).
1) Однородное ✓✓✓✓
2) Параллельное
3) Последовательное
3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным времени:
1) [Мы узнали], (что?) (когда был создан роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). - изъяснительное
2) [Я вернусь], (когда?) (когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад). - времени ✓✓✓✓
3) [Я помню тот день], (какой?) (когда впервые побывал в театре). - определительное
4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным места:
6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным:
1) [Я почувствовал], (что?) (что состояние моего здоровья улучшилось). - изъяснительное
2) [Около деревни протекает река], (какая?) (исток которой находится в лесных предгорьях). - определительное ✓✓✓✓
3) (при каком условии?) (Если хочешь быть счастливым), [будь им]. - условия
7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным сравнения:
1) [На улице было почти везде грязно], (несмотря на что?) (хотя дождь ещё вчера вечером). - уступки
2) [Князь Василий говорил всегда лениво], (подобно кому?) (как актёр говорит роль старой пьесы). - сравнения ✓✓✓✓
3) (что?) (Что он не придёт), [мне было ясно сразу]. - изъяснительное
8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным цели:
1. [И через силу скачет конь туда], (куда?) (где светится огонь). - места
2. [Пошёл дождь], [поэтому нам пришлось уйти]. - бессоюзное, *поэтому* наречие
3. [Я пригласил вас, господа, с тем], (зачем?) (чтобы сообщить пренеприятнейшее известие). - цели ✓✓✓✓
9. Определите тип подчинения придаточных предложений:
(когда?) (Когда наступало первое тепло), [не было дня с самого моего раннего детства], (какого?) (чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии).
1) Однородное
2) Параллельное ✓✓✓✓
3) Последовательное
10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели:
1) [Пришлось остановиться], (зачем?) (чтобы навести порядок). - цели ✓✓✓✓
2) [Я огорчился настолько], (насколько?) (насколько это только было возможно). - меры и степени
3) (И чем ярче становились в его воображении краски), [тем труднее ему было засесть за пишущую машинку]. - сравнения*
*особое место в ССП занимают предложения с двойным союзом *чем...тем*.
В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно.
Традиционно придаточным считается первая часть с частью союза *чем*, вторая часть с частью союза *тем* считается главным предложением.
1. Укажите верное утверждение:
1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним. ✓✓✓✓
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.
2. Определите тип подчинения придаточных предложений:
[С самого начала вы должны так поставить дело], (как?) (чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах), (как?) (чтобы им хотелось вам рассказать), (как?) (чтобы они были заинтересованы в вашем знании).
1) Однородное ✓✓✓✓
2) Параллельное
3) Последовательное
3. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным времени:
1) [Мы узнали], (что?) (когда был создан роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). - изъяснительное
2) [Я вернусь], (когда?) (когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад). - времени ✓✓✓✓
3) [Я помню тот день], (какой?) (когда впервые побывал в театре). - определительное
4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным места:
1) [Он такие обиды чинит], (какие?) (что описать невозможно). - определительное
2) [Они назвали залив, (какой?) (где мы стояли), именем известного полководца]. - определительное
3. (куда?) (Куда конь с копытом), [туда и рак с клешнёй]. - места ✓✓✓✓
5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным:
1) [В ту минуту, (в какую?) (когда готовился я пуститься в дорогу), вошёл Зурин]. - определительное
2) [Вечером гости уехали], (почему?) (потому что в доме негде было поместиться). - причины
3) [Я знаю], (о чём?) (что он шутит). - изъяснительное ✓✓✓✓
6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным:
1) [Я почувствовал], (что?) (что состояние моего здоровья улучшилось). - изъяснительное
2) [Около деревни протекает река], (какая?) (исток которой находится в лесных предгорьях). - определительное ✓✓✓✓
3) (при каком условии?) (Если хочешь быть счастливым), [будь им]. - условия
7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным сравнения:
1) [На улице было почти везде грязно], (несмотря на что?) (хотя дождь ещё вчера вечером). - уступки
2) [Князь Василий говорил всегда лениво], (подобно кому?) (как актёр говорит роль старой пьесы). - сравнения ✓✓✓✓
3) (что?) (Что он не придёт), [мне было ясно сразу]. - изъяснительное
8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным цели:
1. [И через силу скачет конь туда], (куда?) (где светится огонь). - места
2. [Пошёл дождь], [поэтому нам пришлось уйти]. - бессоюзное, *поэтому* наречие
3. [Я пригласил вас, господа, с тем], (зачем?) (чтобы сообщить пренеприятнейшее известие). - цели ✓✓✓✓
9. Определите тип подчинения придаточных предложений:
(когда?) (Когда наступало первое тепло), [не было дня с самого моего раннего детства], (какого?) (чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии).
1) Однородное
2) Параллельное ✓✓✓✓
3) Последовательное
10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели:
1) [Пришлось остановиться], (зачем?) (чтобы навести порядок). - цели ✓✓✓✓
2) [Я огорчился настолько], (насколько?) (насколько это только было возможно). - меры и степени
3) (И чем ярче становились в его воображении краски), [тем труднее ему было засесть за пишущую машинку]. - сравнения*
*особое место в ССП занимают предложения с двойным союзом *чем...тем*.
В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно.
Традиционно придаточным считается первая часть с частью союза *чем*, вторая часть с частью союза *тем* считается главным предложением.
1. Вечером моя подруга зайдёт ко мне за учебником.
2. Мы перешли через улицу по подземному переходу.
3. Скажите , как доехать до аэропорта?
4. Туристы подошли к памятнику и сфотографировались.
5. Автобус отошёл от остановки.
6. Наша машина проехала по площади мимо здания Большого театра.
7. Туристы обошли вокруг собора и вернулись в автобус.
8. Бабушка вошла в комнату и внесла большой торт.
9. У нас новоселье. Сегодня мы переехали на новую квартиру.
10. К сожалению, вы опоздали. Ваш самолёт только что улетел .
Объяснение: