Схема лексического разбора слова 1. Определите лексическое значение слова в контексте. 2. Если слово многозначно, укажите другие его значения. 3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное. 4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения. 5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении. 6. Подберите антонимическую пару к данному слову. 7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка. 8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении. 9. Определите, является ли слово устаревшим. 10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.
1)Приближалась весна. Все выше поднимается солнце. Снег подтаял, посерел. То тут, то там проглядывают проталинки. Из оттаявшей земли несмело пробиваются щетинки зеленой травы. 2)Но тут виднелась в дали буря . Через несколько минут она оказалась надо мной . Начал капать дождь , солнце закрыли серые тучи . Наконец буря утихла , вылезло солнышко, а в небе заблестала радуга. . Защебетали птички . 3)Мой друг-остроумный человек.Он очень много знает,отгадывает задания с с подвохом.Я рад что у меня такой друг.Ведь он мне во всём. 4)Зима стоит морозная.В этот день мороз очень суров.Метель колет лицо так,что приходится укрываться.Мороз так и норовит попасть под одетый красный шарф.
1. Определите лексическое значение слова в контексте.
2. Если слово многозначно, укажите другие его значения.
3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.
6. Подберите антонимическую пару к данному слову.
7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.
8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.
9. Определите, является ли слово устаревшим.
10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.
солнце. Снег подтаял, посерел. То тут, то там проглядывают проталинки. Из оттаявшей земли несмело пробиваются щетинки зеленой травы.
2)Но тут виднелась в дали буря . Через несколько минут она оказалась надо мной . Начал капать дождь , солнце закрыли серые тучи . Наконец буря утихла , вылезло солнышко, а в небе заблестала радуга. . Защебетали птички .
3)Мой друг-остроумный человек.Он очень много знает,отгадывает задания с с подвохом.Я рад что у меня такой друг.Ведь он мне во всём.
4)Зима стоит морозная.В этот день мороз очень суров.Метель колет лицо так,что приходится укрываться.Мороз так и норовит попасть под одетый красный шарф.