Спишите, расставьте знаки препинания, выделите причастный
оборот и определяемое слово.
1. Летящий шарик вдруг зацепился за ветку.
2. Шарик гонимый ветром зацепился за ветку.
3. Стелющийся над рекой туман стал рассеиваться.
4. Поле засеянное горохом уже убрали.
5. В комнате стало светло но Оля не замечавшая этого продолжала писать.
6. Он шагал по улицам ещё не расчищенным от снега.
7. В середине комнаты стоял покрытый белой скатертью стол.
8. На краю леса стоит дуб роняющий на землю спелые жёлуди.
Осенью можно долго бродить по пустынному лесу и не встретить ни зверя, ни птицы. Кажется, что лесные жители его покинули.
Готовятся к зиме шустрые белки, и прячутся в берлогу медведи.
Не порадуют красками и лесные поляны. Серые головки луговых васильков, сухие корзинки тысячелистников да огромные зонты дудника - вот единственное украшение лесных полян.
Зато деревья и кустарники, прощаясь с лесом до весны, устраивают настоящий красочный бал. Полыхают рябиновые кисти, освещая сумрачный лес. Горят красные костры бузины, разрядились, словно ёлочными игрушками, кусты шиповника.
Сапаргали Искакович Бегалин (24 ноября 1895, аул Дегелен, ныне Абайский район Восточно-Казахстанской области — 10 марта 1983, Алма-Ата, Казахская ССР, СССР) — казахский советский писатель, один из основоположников казахской советской детской литературы[1]. Отец кинорежиссёра Мажита Бегалина.
Когда мальчику исполнилось 7 лет, отец отвез его к родственникам в урочище Ушаша, и отдал мулле для обучения грамоте.Большую роль в дальнейшем образовании сыграло тесное общение с братом отца дядей Исмагулом, Закончив в городе Ташкенте мусульманское медресе, Исмагул вернулся на Родину, в родной аул. Из Ташкента он привез много книг: произведения восточной литературы, учебники для обучения аульных детей в начальных классах медресе, книги по истории. Уже в то время Исмагул обратил внимание на и любознательного племянника Сапаша, стремившегося к учению, образованию. Он щедро делился с мальчиком знаниями, часто брал его с собой в поездки в города Каркаралы, Семипалатинск. С дяди Сапаргали познакомился с восточными поэмами «Шахнаме» Фирдоуси, «Хикметы» Ахмеда Яссави А стихи Сайхали и Бахиргани, поэма «Юсуп и Зулейха», волшебные сказки «Тысяча и одна ночь» были прочитаны им несколько раз. С неиссякаемым интересом слушал он и устные народные дастаны «Козы- Корпеш и Баян- Сулу», «Ер- Таргын», «Кобланды- батыр», «Кыз- Жибек», «Боз джигит» и др., а также бесчисленные сказки и сказы.[2]
«Одним из самых счастливых дней моей жизни говорит Сапаргали Бегалин,- я считаю тот день, когда отец привез из города первое издание стихов самого Абая Кунанбаева, выпущенное в 1909 году в Петербурге. С тех пор я не расстаюсь со своим великим учителем ».[2]
(в 1914 году), в № 9 казахского прогрессивного журнала «Айкап», издававшегося Мухамеджаном Сералиным и Султанмахмудом Торайгыровым, были впервые опубликованы стихи школьного кучера Сапаргали Бегалина.[2]
1915 году окончил русско-киргизское училище. В 1921-1935 годах работал председателем Дегеленского волисполкома, членом Каркаралинского уездного исполкома, народным судьёй, ответственным работником управления Туркестано-Сибирской железной дороги, Наркомзема КазАССР. В 1935-1960 годах работал в газете «Теміржолшы», затем в Институте языкознания и литературы Академии наук Казахской ССР. С 1940 года являлся членом КПСС[3].
В своих многочисленных поездках по Казахстану писателю часто доводилось быть свидетелем трудного, полного нужды и лишений детства аульных ребятишек. По словам самого Сапаргали Бегалина, окончательно в литературу он пришел только в конце 40- годов и привело к этому именно желание рассказать об этих рано повзрослевших детях. Первая его книга, поэма для детей «Месть орла», написанная по сюжету казахской народной легенды, вышла в 1943 году. В ней поэт воспевает всепобеждающую силу человеческого разума. Вскоре он публикует рассказ о маленьком табунщике- «Жылкышы бала», затем повесть «Сатжан». Это самая удачная из первых повестей, написанных Бегалиным для детей. Переведенная на русский язык, она была напечатана в журнале «Пионер», а вскоре вышла отдельной книгой.
Годы жизни Сапаргали Искаковича – это годы непрерывных творческих исканий и напряженной работы. О себе он говорил так: «Мне нужно много трудиться, день и ночь, чтобы подняться до самого лучшего, что есть в себе!»