Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. В места пропусков вставьте частицы не, ни или бы. Укажите часть речи, с которой используется
частица не. Подчеркните в тексте выражение, которое может быть заглавием.
Вещи __требуют собеседника. Они созда_ны для того что__ служить и они служат __бойко
__л_ниво а в пр_делах своего назн_чения. Им __важно кому они служат.
Книги без собеседника мертвы они без него __могут ожить. Вещи __когда __умели
п_чалиться или рад_ваться а в книг_ вл_жены чу_ства. И в отличи_ от вещей им вовсе __все
равно кто буд_т их читать. Один читает то что написа_но другой __то что написа_но. А
между тем нельзя __понять что в книг_ запеч_тле_но время которое ушло. В них мы нашли
опавшие листья которые __когда __увянут. Нет, __возможно __читать. Истины и
заблуждения ждут нас на страницах книг. Время уход_т а книги шелестят крыльями.
(По Л.Лиходееву)
– Составьте план данного текста.
– Согласны ли вы с мнением, что «книги без собеседника мертвы»? Как вы докажете
правильность своей точки зрения?
– Почему люди по-разному читают книги?
Расул Гамзатов не любил вспоминать о том, как создавалось это стихотворение. Дело в том, что накануне возвращения домой он узнал о смерти матери. Поэтому «Журавли» пронизаны такой щемящей грустью и безысходностью. Автор скорбит не только по самому близкому человеку, но и параллельно вспоминает всех тех, кто трагически погиб во время Великой Отечественной войны, а также стал жертвой ядерного взрыва в Японии.
Все те, кто ушел из этой жизни, ассоциируются у Расула Гамзатова с белоснежными журавлями, которые «летят и подают нам голоса».
1. Они могут только бесстрашно биться, |сражаясь за каждый родной клочок|_._._ .
2. Они ждали этот великий день, |затаив дыхание|_._._ .
3. Фронт горел, не стихая, как на теле рубец. Я убит и не знаю — наш ли Ржев наконец!
4. |Касаясь трех великих океанов|_._._ , она лежит, |раскинув города|_._._ , покрыта сеткою меридианов, непобедима, широка, горда.
5. |Против нас полки сосредоточив|_._._ , враг напал на мирную страну.
6. |Теряя сознанье от боли|_._._ , себя подбодряли дружки и тихо по снежному полю к своим морякам доползли.