Спишите. выполните синтаксический разбор многочленных сложноподчиненных предложений.
1. беспризорный подробно рассказывал, как эти стулья везли на тачке, как их выгрузили и втащили в здание через артистический ход. (и. и п.) 2. сквозь дремоту он [турбин] слышал, как приходил сторож павел, обивал от снега лапти, крякал с мороза, сморкался и гремел ведрами, видел сквозь полузакрытые веки, что в комнате разливается отсвет заката, и чувствовал, что от холода стынут ноги и кончик носа. (б.) 3. матери твердо знали, что приятность обращения и бойкая французская речь обеспечивают карьеру даже шалопаю, тогда как человек но лишенный лоска на всю жизнь может затеряться среди рядовою чиновничества. (т.-в.)
вопросы и для самопроверки
1. покажите на примере, как различаются главная и придаточная части в сложноподчиненном предложении.
2. в чем состоит отличие подчинительных союзов от союзных слои? примеры.
3. докажите, что виды сложноподчиненных предложений выделены не по лексическим, а по грамматическим признакам.
4. назовите признаки присловных сложноподчиненных предложении. проиллюстрируйте свои высказывания примерами из произведений художественной .
5. назовите признаки приосновных сложноподчиненных предложений. примеры из произведений художественной .
6. охарактеризуйте типы подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. примеры из художественных текстов.
Простые предложения с однородными членами:
1. Поток__ шумел== и сверкал== на солнце.
2. Ветер__ налетел== и сбросил== последние листья с деревьев.
5. Маленькая собачка__ потеряла== хозяина и жалобно скулила== .
Сложносочинённые предложения:
3. [Порывы__ ветра с шумом налетали== на деревья], и [последние увядающие листья__ оказывались== на земле].
4. [Водопад__ низвергался== с огромной высоты гор], и [брызги__ от него рассыпались== алмазными каплями].
6. [Я__ посмотрел== на друзей и всё понял==], а [они__ догадались== об этом].
• в первой части сложносочинённого предложения есть однородные сказуемые.
7. [Собачонка__ подбежала== к незнакомцу], и [он__ ласково погладил== её].
8. [Солнце__ ярко осветило== землю], и [всё__ вокруг преобразилось==].
9. [Гость__ решительно повернулся== и вышел==], и [вскоре внизу хлопнула== дверь__].
• в первой части сложносочинённого предложения есть однородные сказуемые.
подлежащее__
сказуемое==
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания: ежеминутно, почерпая, выбирая, имея.
б) слова с нулевым окончанием: беспределен, жизнь, возможность.
в) слова с формально выраженным окончанием: тоны, оттенки, все, переходы, звуков, самых, твёрдых, может, живой, нежных, мягких, одной, стороны, высокие, слова, языка,
церковно-библейского, другой, стороны, выбор, меткие, названья, бесчисленных, своих, наречий, рассыпанных, нашим, провинциям.
Дальше выписывайте сами – это примитивно просто. Грамматическое значение окончаний тоже определите сами.
Окончания имеют значения числа, падежа, рода, лица, например, в слове БЕСПРЕДЕЛЕН нулевое окончание имеет значение единственного числа, мужского рода, а в слове ВОЗМОЖНОСТЬ – значение единственного числа, винительного падежа; в существительном ТОНЫ окончание имеет значение множественного числа, именительного падежа, а в глаголе МОЖЕТ – единственного числа, 3 лица.
Объяснение: