СПП с придаточными изъяснительными
Упражнение 1.
Подчеркните грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений.
1)И тотчас же стало видно что в лесу уже светлая лунная ночь.
2) Слышно было как ветер трепал кусты деревьев.
3) Он теперь знал что такое бой.
4) И каждый раз приезжая сюда я видел как разрастается сад.
5) В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум долженствовавший решить в каком положении находится здоровье Кити.
6) Исследователи пытались разгадать что скрывается за этими надписями.
Упражнение 2.
Перестройте предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.
1. «Сколько времени осталось до прихода поезда?»- спросили мы у дежурного по станции.
2. Он ответил: «Поезд придёт через 30 минут.»
3. Раздалась команда: «Приготовьтесь к посадке!»
Запишите эти предложения в тетрадь. Укажите главное и придаточное в составленных СПП.
Упражнение 3 (по выбору)
Составьте предложения по схемам:
[…глаг.], (союз что)
[…глаг.], (союзное слово что)
[…глаг.], (союзное слово куда)
1. Тёплый безветренный день угас, и только на горизонте, в том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багровыми полосами.
[ ___ === ] , и [ , ( где === ___ ) , ___ === ] .
2. Лазурное пятно, летевшее на усадьбу, разорвало, разогнало все тучи, синевато-прохладный свет полился с неба, стали голубыми, без дна, лужи на дворе, обозначились ручьи сверкающими зайчиками, и огромное озеро на полях, и текущие овраги снопами света отразили солнце.
[ ___ === , === ] , [ ___ === ] , [ === ___ ] , [ === ___ ] , и [ ___ , и ___ === ] .
3. Клонит к лени полдень жгучий, замер в листьях каждый звук, в розе, пышной и пахучей, нежась спит блестящий жук.
[ === ___ ] , [ === ___ ] , [ === ___ ] .
4. Григорьев поступил в академию, и, так как я отправился в Петербург, он просил меня непременно побыть у его друга.
[ ___ === ] , и [ , ( так как ___ === ) , ___ === ] .
5. Днём, когда августовское солнце заливает школьный сад теплом, он переливается разноцветными оттенками.
[ , ( когда ___ === ) , ___ === ] .
6. Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё собственное уничтожение те силы, которые им удалось открыть и покорить.
[ === ] , ( чтобы ___ === ) , ( которые === и === ) .
Объяснение:
1.За окном виднелось по-весеннему розовое ночное неебо.
2.День кое-как.
3. Он был счастлив, проводил время без тревог и едва ли когда -нибудь чувствовал себя огорченным нигде поблизости от Москвы не было мест, таких типично и трогательно русских по своему пейзажу.
5. Звонкий голов куда-то отдалился и смолк.
6. Однако сколько-нибудь примечатльного обнаружить им не удалось
7. Я хочу, (во-первых, что бы вы вместе со мной вернулись домой. (во-вторых, я требую, что бы вы (немедленно объяснили мне ваши поступки.
8. (делако-далеко, над самым сердцем океана, в ночной тьме закручивается облачный водоворот.
9. Млечный путь бледнел и (мало-по- малу таял, как снег, теряя свои очертания.
10. Сначала мы шли очень быстро, но потом у меня там разболелась нога, что мы тащились едва -едва)
11. Он хорош собой, ПРИТОМ умен.
12. В пяти верстах от того места, где происходила переправа, через трясину был перекинут мост (Фад.).
13. Вам не случалось быть при том, когда в ваш дом родной входил, гремя своим ружьем, солдат страны иной? (Твард.).
14. Собаки притихли ОТТОГО, ЧТО никто посторонний не потревожил их.
15. На перевале внизу я увидал зеленую долину, покрытую НЕ ТО высокими тополями, НЕ ТО минаретами, я увидел желанный край, такой радостный, такой приветливый (Пришв.).
16. Грянул выстрел, затем все стихло.
17. Мария Трофимовна умоляла идти скорее, ПОТОМУ ЧТО леса горят, пожар может пересечь дорогу (Пауст.).
18. Ему вдруг стало досадно на самого себя, ЗАЧЕМ он так рас перед этим барином (Г.).
19. Я пришел за тем, что ты мне обещал.
20. За чем пойдешь, то и найдешь (Посл.).