Сравните два текста на одну тему, предназначенные для разных читателей: первый – для специалистов по лингвистике (собственно-научный стиль), второй – для учащихся (научно-популярный стиль). Определите основные различия в построении этих текстов и в отборе языковых средств – лексических и грамматических. С какой целью использовано сравнение во втором тексте? §180. Не обусловленная фонологической позицией закономерная мена фонем в алломорфах одной и той же морфемы при слово- и формообразовании называется чередованием фонем (морфонологическим чередованием). Так, чередованием является мена фонем [к – ч], [г – ж], [х – ш] перед суффиксом -к(а) в словах типа ру[к]а – ру[ч]ка, но[г]а – но[ж]ка, со [х]а – со[ш]ка.
Русская грамматика
Звуки, как вы знаете, чередуются: поскакал – поскачу. Корень -скак-, но он же и - скач-. В одном слове такой, в другом – почти такой же. Значение одинаковое и там, и здесь. Но в одном звуке разница: -скак-/-скач-... Это и есть чередование. Итак:
Даны в языке два слова.
И у них корни – с одним значением.
И звуки, из которых корень, у них те же.
Значит, у них один и тот же корень.
Но есть различие в одном-двух звуках.
Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но – разные.
Тогда говорят: чередуются эти звуки.
Говорят: это чередование.
Бывает в квартире – все жильцы постоянные, а одна комната сдается. То один в нее въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же, только в одной комнате жильцы чередуются.
М. Панов. Занимательная орфография
Писала ОООЧЕНЬ долго(и мало для такого огромного задания), из-за этого сделать мой ответ лучшим)
:
Воть:
:
1. Суриков являлся не только наследником, но и великим новатором русской исторический живописи.
ПП(прост.предлож.):
Наследником, новатором=однородные дополнения
Союз, соединяющий их=но
2. Сама личность А.И.Куинджи, привлекала молодёжь и служила ей ярким примером беззответной преданности искусству.
ПП:
Привлекала,служила=одн. Сказуемые
Союз=и
3. На долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение, широка популярность и непонимание.
ПП:
Слава, забвение, популярность, непонимание=одн. Дополнения
Союз=и
4. И стар, и млад приобщается к красоте пейзажей Куинджи.
ПП:
Стар, млад=одн. Подлежащие
Союз=и
5. На выставке картин Куинджи выступали художники и горячо спорили критики.
СП:
Выступали=сказуемое
Художники=подлежащее
Спорили=сказуемое
Критики=подлежащее
Общ второстеп член=нет
6. Морозный и тонкий воздух защипал в носу и иголочками уколол щёки.
ПП:
Морозный, тонкий=одн определения
Союз=и
Защипал, уколол=одн сказуемые
Союз=и
7. Илья Репин любил называть себя "посредственным тружеником" и ежедневным каторжным трудом отрабатывал своё громкое имя.
ПП:
Любил называть, отрабатывал=одн сказуемые
Союз=и
8. Ветер засвистел и зашумел в вершинах сосен, загудел и завыл в печных трубах.
ПП:
Засвистел, зашумел, загудел, завыл=одн сказуемые
Союз=и
9. После чемпионата мира по футболу радовались и тренер, и футболисты, и болельщики команды.
ПП:
Тренер, футболисты, болельщики=одн подлежащие
Союз=и
10. Тринадцатилетним мальчиком Репин попал на выучку к инописцу и через три года его стали приглашать в соседнии губернии, расписывать церки и писать образы.
СП:
Репин=подлежащее
Попал=сказуемое
Стали приглашать=сказуемое
Расписывать, писать=сказуемое
2)Каучук, чулан, зайчик, утёнок, чёрный, зонтик, ветер, теремок, почёт, тюльпан, чижик, тише, овчина, паутина, трубач, теснота, стульчик.
4)
сыач - часы веечр - вечер ргач - грач
тюгу - утюг неть - тень йач - чай
тетсо - тесто птеху - петух тниа - тина
6)
1)Таня утюгом прожгла дырку на блузке.
2)Ручка упала около стола.
3) Медведь зимой спит в берлоге.
4)НА дне пруда была тина.
5)Из тучи пошёл сильный дождь.
6)Катя позвонила подруге по телефону.
8) Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Черепаха всех смешит,
Потому что не спешит.
А куда спешить тому,
Кто всегда в своём дому?