Сравните предложения, определите характер ошибок, устраненных редактором (алогизм, подмена понятия, неоправданное расширение или сужение понятия, употребление отвлеченного существительного вместо конкретного, неясность или нелогичность высказывания вследствие неправильного словоупотребления). Приведите свои варианты стилистической правки предложений.
1. Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.
1. Возникает ситуация, напоминающая те ситуации, которые описал Бальзак в своих ранних романах.
2. Низкую температуру в служебных помещениях стремятся компенсировать всевозможными обогревательными приборами.
2. Служебные помещения настолько плохо отапливаются, что приходится пользоваться всевозможными обогревательными приборами.
3. Парк паровозов заменился тепловозами, и с их вводом значительно уменьшилось количество топлива и воды.
3. Паровозы заменили тепловозами, что значительно уменьшило расход топлива и воды.
4. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.
4. Композитор в своем творчестве опирается на лучшие традиции русской музыки.
Видывали, а что, должно быть видовали, или видавали?
Сонной - потому что прилагательное (с суффиксом -н ) образовалось от существительного с основой на -н., поэтому пишется 2 н.
Отбить - не проверишь, от- является часто встречаемой приставкой во многих словах (оторвать, отследить, отломать, и мн.др.) То есть , можно сказать, сделать, отсоединить что-то от другого ; так что просто запомнить надо.
1) ПРИБЛИЖАЛАСЬ (сказуемое, подчеркнуть =) довольно СКУЧНАЯ (второстепенный член, определение, подчеркнуть волнистой линией) ПОРА (подлежащее, ___).
2) ОСЫПАЕТСЯ (сказуемое,=) ВЕСЬ НАШ БЕДНЫЙ (второстепенные члены, определения, подчеркнуть волнистой линией) САД (подлежащее, ___) сад.
3) МЕЛЬКАЕТ (сказуемое, =) ЖЁЛТЫЙ (второстепенный член, определение, подчеркнуть волнистой линией) ЛИСТ (подлежащее, ___) на зелени дерев.
4) УДИВИТЕЛЬНАЯ (второстепенный член, определение, подчеркнуть волнистой линией) КАРТИНА (подлежащее, ___) ОТКРЫЛАСЬ (сказуемое, ___) моим глазам.
2. Эпитеты (образное определение, в котором прилагательное может использоваться в переносном смысле):
- скучная пора;
- бедный сад;
- удивительная картина.
3. Сопоставляя звуки и буквы в выделенном слове, ученик получил такую запись:
[с] [к] [у] [ч'] [н] [j'] [я]
|. |. |. |. |. |. |.
С К. У. Ч. Н. А Я
Правильно ли это?
Правильно:
[с] [к] [у] [ч'] [н] [а] [й] [а]: в слове 7 букв, 8 звуков.
|. |. |. |. |. |. |.|.
Вспомните орфоэпическое правило, которое нарушил ученик.
АЯ - дают 3 звука [айа]
Какие еще слова относятся по этому правилу?
мелкая, большая, высокая.