Ставляя пропушене
на знаки препинан
319А, Спишите сложноподчиненные предложения, вставляя про
ные буквы. Определите их типы, обратите внимание на знаки
в них. Найдите предложение, построенное по схеме:
что?
какую?
С указ, сл.), (? чтобы + сущ), (с. сл, которую),
1. Человек постоя...овынужден пр...н...мать решения вс...туа
когда варианты взаимно и...ключают друг друга и дают определе
блага, от которых сложно отказаться. 2. Ди...е...а возника...т, ког
оба взаим...исключающих в...рианта решения дают человеку опреде.
ле...ые блага, которые, с его точки зрения, равн...значны. 3. Не тратьте
свою ж...знь на то, чтобы играть роль, которую для вас выбрали другие.
(П. Коэльо) 4. Но самое уд...вительное то, что Лев Толстой состояли
ро...стве с Пушкиным, так что талант передался ему, так сказать, на
ге...ом уровне от самого Пушкина. (В. Волина) 5. Трактирный слуга
был живым и в...ртлявым до такой степени, что даже нельзя было
ра...смотреть, какое у него было лицо. (Н. В. Гоголь) 6. Писатель -
это тот, кто не мож...т не под...литься с другими тем, что узнал,
почу...ствовал. (О. Сулейменов)
Артериями жизни и колыбелью культуры были в многие реки мира. На их берегах возникали большие города, в плодородных речных долинах расцветали очаги земледелия, по рекам люди уходили в неизвестность открывать мир.
Сколько рек на планете? Разве можно ответить?
У каждой реки свой вид, свой нрав, своя судьба.
В поднебесье берут свое начало горные реки. Их русла глубокие, скалистые ущелья. Низвергаясь с гор, вода разрушает самые прочные породы. Огромные массы песка, глины, валунов несет она с горных склонов. И чем выше место рождения реки, тем больше ее разрушительная деятельность.
Реки, берущие начало в озерах, часто с первых же шагов широки и многоводны.
Исследуя морское дно, ученые находят там... утонувшие реки. Миллионы лет назад их поглотило море. Реки - великие разрушители. Неспроста вгрызаются они в свои берега. Проходит время - меняется русло. Бывает, что река совсем уходит с проторенных путей. (В. Мезенцева).
задание 1. зеленая трава (3), сладкое яблоко (2), соленая вода (2), тяжелая сумка (4), большой дом (1), узкий коридор (1), холодный ветер (5), горячий песок (5), интересный фильм (6), грустная песня (6), голубое небо (3), отличная работа (6).
Предложения: Мы с семьёй сегодня посмотрели интересный фильм.
С утра дует холодный ветер.
У меня на даче растут сладкие яблоки.
Мама несла тяжелую сумку.
Мой друг живёт в большом доме.
задание 2
1. Я пригласил на день рождения свою сестру.
2. Я люблю покупать подарки для своей собаке
3. Ко мне часто приходят мои одноклассники.
4. Я часто звоню своей тёте.
5. Этот словарь не мой, а моей подруги.
6. Мой дядя находится в Берлине
7. Мой брат сейчас в ресторане.
8. Сабина и Ришад из Узбекистана. Мой одноклассник тоже из Узбекистана.
9. Мой сын учится на «4» и «5».
10. Мои друзья учатся на «4» и «5».
А. 1 Сегодня я гулял по городу. 2 Летом мы были в деревне. 3 Студенты интересуются литературой. 4 Спросите у друга, где находится университет. 5 Она открыла дверь и вошла в комнату. 6 Я хочу посмотреть соревнование. 7 Я забыл позвонить друзьям. 8 Что вы будете делать после занятия? 9 Перед домом растут деревья. 10 Я люблю обедать в ресторане.