Суммативное оценивание за раздел <<Астрономия: звёзды и созвездия>> Задання: 1. Прочитайте текст и озаглавьте его. 2. Определите основную мысль текста и запишите ее 3. Найдите и выпишите из предложения текста 1 предложение с однородными членами 4. Составьте 1 «толстый» вопрос по тексту. 5. На основе прочитанного текста напишите диалог - расспрос на тему «Что люди знают о звездах». Выберите двух собеседников -руководителя - космонавта и - Двое ученных астрономического кружка и школьника журналиста 14 реплик Не допускайте орфографических и пунктуационных ошибок. Правильно оформите диалог Дескрипторы Пишет диалог расспрос по заданной теме. В своем диалоге используйте не менее 3-х слов с НЕ. Объем не менее 1 2 Использует не менее 14 реплик Использует в своем диалоге частицу НЕ с разными частями речи (не 3 менее 3 слов с не Правильно оформляет диалог Не допускает орфографических и пунктуационных ошибок Если в ясную, безоблачную ночь посмотреть вверх, то взгляду предстанет великолепная картина звездного складываются в неба. Тысячи мерцающих разноцветных огоньков причудливые фигуры, завораживая взор. В древности люди считали, что это горят фонарики, закрепленные на хрустальном небесном своде. Сегодня все мы знаем, что это не фонарики, а звезды. Почему они светят и как далеко от нас они находятся? Как рождаются звезды и как долго они живут? Об этом наш рассказ Чтобы понять, что такое звезда, достаточно взглянуть на наше Солнце. Да-да, наше Солнце - это звезда! Но как же так? - спросите вы. - Ведь Солнце большое и горячее, а звезды такие маленькие и совсем не греют. Весь секрет в расстоянии Солнце находится практически «рядом» - всего-то каких-то 150 миллионов километров, а звезды находятся так далеко, что ученые даже не используют понятие «километры» для измерения расстояния до звезд. Они придумали особую единицу измерения, которая называется «световой год» Звезды, которые мы наблюдаем, различаются по цвету и по яркости. Самые «холодные>> звезды имеют красный цвет. А самые горячие - голубоватый оттенок. Наша звезда Солнце относится к классу желтых звезд. Подсчитать даже хотя бы примерно количество звезд во Вселенной практически невозможно. Зато людям точно известно количество звезд, которые невооруженным глазом. Таких звезд около 4,5 тысяч мы видим с поверхности Земли
1. Двусост., распр., осложнено однород. сказуемыми. Основа : мгла светлела, делалась прозрачнее( - =, = ) Эта - определение ( ~ ). === Я проснулся ( - = ). Глубела заря ( = - ) . А - сочинительный, противительный. Мгла светлела, делалась прозрачнее ( - =, = ). Были видны ( = ) страны ( - ). И - сочинительный, соединительный. Воздух обмыл ( - = ). Сон И - сочинительный, соединительный. Не было ( = ). Падают и падают листья ( = и = - ). НО - сочинительный, противительный. Березы пожелтели ( -=). Листья сыпались ( - =). И - сочинительный , соединительный. Стояла береза ( =- ). Она пожелтела ( - = ), несколько листьев лежало ( -= ). И - сочинительный, соединительный.
2. Двусост.. распр., осложнено двумя парами однородных определений.
Были видны страны ( = - ) - основа. Определения : золотых и розовых ( ~ и ~ ), далекие и нежные ( ~ и ~ )
Обстоятельство : уже -.-.- Дополнения : сквозь нее
2/ Он надышал, посыпал, захрустел ( - =, =, = ).Они ( - ) запотели ( = ). И - сочинительный соединительный союз.
3. Об- приставка, рад - корень, ова - суф.. л - суф., и - окончание, сь - постфикс, обрадова...сь - основа. Прозрачн - корень, ее суф., прозрачнее - основа, сып - корень, а , л - суф.,и - окончание, сь -постфикс, сыпа...сь - основа. Лимон - корень, н- суф.. ых - окончание, лимонн - основа.
своД - звонкая Д (своДы)
береЗки - звонкая З (береЗы)
раСтрепали - в приставке перед глухой Т пишется глухой С
шЁлковые - в корне после шипящей пишется Ё
высЬю - разделительный Ь в корне после согласной перед Ю
уронИт - 2 спряжение (уронИТЬ) , поэтому в окончании И
зелЕнЬю - безударная гласная Е (проверочное слово - зелЁный), разделительный Ь в корне после согласной перед Ю
кОсой - безударная гласная О,(проверочное слово (каков?) кОс)
Парные звонкие и глухие согласные - это орфограмма, когда выбираешь, какую букву писать - звонкую или глухую (например, З или С)