Текст 1.
Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг… В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил находившихся на пароходе…
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли… Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чье творчество были насыщены неустанной, напряженной борьбой против жестоких ударов судьбы, которые обрушивались на него с первых до последних дней его жизни, борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…
Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия - от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на корабле. Какой могучей силой должна обладать музыка оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство. Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии. Все музыканты судового оркестра «Титаника» играли до последнего момента и погибли в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года...
Текст 2.
Вскоре после полуночи, когда айсберг пропорол правый борт «Титаника», Уоллес Хартли собрал всех музыкантов в зале Первого класса. Они надели жилеты и вначале робко, а затем все громче и неистовей заиграли жизнерадостный регтайм, отгоняя своим исполнением страх и тревогу мечущихся по судну людей. Музыка снимала напряжение, давала призрачное успокоение. Когда вода затопила салон первого класса, оркестр перешел на шлюпочную палубу, где было наибольшее скопление пассажиров, и продолжил играть у входа на парадную лестницу. Музыка вселяла надежду на Это была игра со смертью. Регтайм звучал как реквием. От места гибели «Титаника» отплывали шлюпки. Находившиеся в них люди еще долго слышали доносившуюся музыку. Понимая приближение смерти, Уоллес Хартли, руководитель оркестра, постучав смычком по своей скрипке, дал знак музыкантам, звуки регтайма стихли и на затопленной палубе зазвучала мелодия, о которой маэстро всегда говорил, что ее надо играть на собственных похоронах. Один из пассажиров видел, как троих из музыкантов смыло водой, оставшиеся пятеро держались за перила, после чего Хартли воскликнул: «Господа, я прощаюсь с вами пассажир, спустя много лет вспоминая последнюю, трагическую ночь «Титаника», писал: «В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы».
1. Определите цель текстов
2. Определите целевую аудиторию текстов
3. Определите стили текстов.
4. Приведите 2 доказательства стиля.
5. Определите жанр текста
6. Сравните языковые особенности текстов (укажите сходства и отличия)
7. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор.
Жаяу Муса выдающийся акын и композитор искусно владел игрой на скрипке и кобызе.
Конечно ей музыке не нужен переводчик
1) Заголовок: утром на озере.
Всего 5 предложений.
Утро. Воздух был чист и свеж. Гуси закончили свой долгий путь. Они опустились на воду озера и поплыли. Вода под ними сияла всеми цветами радуги.
2) Весной ласточка слепила гнездо (ласточка - подлежащее, слепила - сказуемое). Воробей увидал гнездо и занял его (воробей - подлежащее, увидал и занял - сказуемые). Ласточка позвала на своих подруг (ласточка - подлежащее, позвала - сказуемое). Вместе ласточки выгнали воробья из гнезда (ласточки - подлежащее, выгнали - сказуемое).
3) Погода солнечная, ясная, дождливая, пасмурная, тёплая
Груша спелая, сочная, сладкая, гнилая, жёлтая
Книга большая, тяжёлая
1. Путники×, /вымокшие под дождём/~~~, расположились у костра.
2. Над землёй×, /погружённой в ночную тьму/~~~, раскинулся небесный свод с миллионами переливавшихся звёзд.
3. /Петляющая по полю/~~~ тропинка× вывела нас к деревне.
4. Контуры деревьев×, /обрызганных дождём/~~~ и /взволнованных ветром/~~~, начали выступать из мрака.
5. /Засыпанный снегом/~~~ город× выглядел чистеньким, опрятным.
6. /Рождаемые ласковым дыханием ветра/~~~, маленькие игривые волны× тихо бились о борт.
7. Травы× и листья× верб, /обрызганные знойными лучами/~~~, вяло поникли.
8. Лес×, /ещё недавно синевший впереди/~~~, неожиданно побледнел.
9. Часто мы видим /позолоченные солнцем и осенью/~~~ листья×, /тихо падающие на землю/~~~.
10. /Рассказывающая о неведомых странах/~~~ книга× заставляет нас мечтать о путешествиях и необыкновенных приключениях.