Текст
Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет и поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.
– Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос. – Чайки никогда не летают в темноте! Но Джонатану не хотелось слушать. «Как приятно, – думал он. – Луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней, и кругом все так мирно и спокойно…»
– Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!
Там, в ночи, на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль, его решение – от них не осталось и следа.
Короткие крылья. Короткие крылья сокола! Вот в чем разгадка! «Какой же я дурак! Все, что мне нужно – это крошечное, совсем маленькое крыло; все, что мне нужно – это почти полностью сложить крылья и во время полета двигать одними только кончиками. Короткие крылья!»
Он поднялся на две тысячи футов над черной массой воды и, не задумываясь ни на мгновение о неудаче, о смерти, плотно прижал к телу широкие части крыльев, подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы, – перо к перу – и вошел в отвесное пике.
Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.
Он сощурился, чтобы защитить глаза от ветра, и его охватила радость. «Сто сорок миль в час! Не теряя управления! Если я начну пикировать с пяти тысяч футов, а не с двух, интересно, с какой скоростью…»
Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знанию и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.
План работы
⦁ Выпишите из текста слова и сочетания, значение которых непонятно. Объясните их.
⦁ Разделите текст на микротемы. Найдите в каждой микротеме «новое». Составьте и запишите тезисный план (в виде предложений).
⦁ На основании тезисного плана определите ОМ (фактуальную).
⦁ Выделите ключевые понятия текста.
⦁ Раскройте их символический смысл.
⦁ Определите основную мысль ( концептуальную).
⦁ Определите, над какими нравственными и философскими во понятиями) размышляет.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Виды плана
Назывной план - план в виде назывных предложений (ключевых слов, словосочетаний), часто с отглагольными существительными, передающими основное содержание смысловых пунктов текста
Тезисный план - план из тезисов
Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста, записанное в виде предложения.
Во план записывается в форме во к тексту. Во должны быть заданы так, чтобы ответы на них восстановить содержание всего текста.
При составлении во плана желательно использовать во слова ( Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и
1) Не прекращающийся весь день шум ливень. (есть зависимое слово) - Непрекращающийся шум ливня (нет зависимого слова).
2)Непрояснившийся небосклон (нет зависимого слова). - Не прояснившийся после бури небосклон (есть зависимое слово).
3) Нескошенная трава (нет зависимого слова). - Не скошенная на лугу трава(есть зависимое слово).
4) Ещё не вспаханное поле (есть зависимое слово). - Невспаханное поле (нет зависимого слова).
5) Не сделанная вовремя работа приучает к безделью (есть зависимое слово).
Зависимые слова выделены жирным шрифтом.
Памятник "Доблестным сынам Отечества" был возведен 15 февраля 1999 года в память о южноуральцах, погибших во время вооруженных конфликтах в Афганистане и Чечне. Авторами проекта являются заслуженный художник России скульптор В.Ф. Митрошин и архитектор Н.Н. Семейкин.
Памятник Орлёнок, посвященный героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале, был возведен 29 октября 1958 года, в день сорокалетия комсомола. Скульптура расположена на Алом поле и представляет собой бронзовую фигуру высотой 4 метра, воплощающую образ легендарного героя Гражданской войны. Авторами проекта являются скульптор Л.Н. Головницкий и архитектор Е.В. Александров.
Скульптурная композиция «Сказ об Урале» была установлена в 1967 году на Привокзальной площади Челябинска. Идея создания монумента появилась благодаря сказкам П.П. Бажова, в которых речь шла о великане, носящем в своих карманах сокровища. Образ этого великана, как олицетворение физической силы и творческой мощи, и был воплощен уральскими мастерами-архитекторами В.С. Зайковым и Е.В. Александровым. На постаменте засыпанном каменными глыбами возвышается сделанный из гранита богатырь.
Памятник знаменитому академику-ядерщику Курчатову был возведен в 1986 году, к 250-летию Челябинска по заказу местных властей. Автор – скульптор Вардкес Авакян. Памятник расположен на границе проспекта Ленина и парка имени Гагарина, и представляет собой интересную архитектурную композицию, включающую два пилона и находящийся между ними постамент Курчатова. Полусферы на пилонах, достигающих в высоту до 27 метров, олицетворяют расщепленный атом. Общая высота памятника вместе со статуей составляет более 10 метров.