Тема 9: В студенческой столовой Предложно-падежная система (родительный падеж со значениями «часть целого», «количества, меры с количественными числительными и словами несколько, мало, много). Классы и группы глаголов (хотеть – хотят, есть – едят, пить - пьют, брать – берут)
Упражнение 1. Запишите ответы что из чего сделано? Чашка фарфоровая. – Она сделана из фарфора.
Стакан пластмассовый. – Он сделан из ……………(пластмасса)
Тарелка бумажная. – Она сделана … ……………(бумага)
Рюмка стеклянная. – Она сделана из…………(стекло)
Каша рисовая. – Она сделана из ………………(рис)
Сыр делают из ………(молоко).
Хлеб делают из ………(мука).
Компот варят из ……(фрукты).
Суп готовят из ………(овощи)
Упражнение 2. Раскройте скобки. Запишите существительные в скобках в родительном падеже.
Образец: Килограмм … (мясо). — Килограмм мясА.
Килограмм … (рис, сыр, масло, рыба). 2. Литр … (молоко, масло, сок, вода). 3. Бутылка … ( вода, лимонад). 4. Чашка или стакан … (сок, молоко, чай). 5. Пачка … (чай, печенье, масло, соль). 6. Пакет … (сахар, рис, молоко).
Упражнение 3. Запишите ответы на вопросы согласно модели.
Модель: - У вас в комнате одно окно? (2)
- Нет, у меня в комнате два окна.
У вас в комнате один стол? (2) У вас один словарь? (2) 3. У вас один билет в кино? (4) 4. У нас сегодня одна лекция? (2) 5. У неё один брат? (3) 6. У него одна сестра? (2) 7. У вас в городе один кинотеатр? (3)
Упражнение 4. Запишите в два столбика : глаголы I спряжения и глаголы II спряжения. По выбору проспрягайте по два глагола 1 и 2 спряжения.
Учить, кормить, одевать, дышать, обидеть, жалеть, полоть, бороться, мерзнуть, веять, мыть, посмотреть, вытерпеть.
Упражнение 5. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и укажите лицо и спряжение глагола.
Образец: За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Погонишься – 2 лицо 2 спр., не поймаешь – 2 лицо 1 спр.
1) За двумя зайцами погон...шься — ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать — скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся — догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.
1. Через несколько минут к нашему огню подошел человек, поздоровался с нами. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное, полное, осложнено однородными сказуемыми).
человек – подл.;
подошёл, поздоровался – ПГС;
через несколько минут – обстоятельство времени;
к огню – обстоятельство места;
нашему – согласованное определение;
с нами – косвенное дополнение.
2. Грудь у него была выпуклая руки крепкие мускулистые ноги немного кривые.( Сложное, бессоюзное).
1-я часть: повествовательное, двусоставное, нераспространённое, полное.
Грудь – подл.;
была выпуклая – СИС.
2-я часть: повествовательное, двусоставное, нераспространённое, неполное.
Руки – подл.;
крепкие – СИС с нулевой связкой.
3-я часть: повеств., двусоставное, распространённое, неполное.
Ноги – подл.;
кривые – СИС с нулевой связкой;
немного – обстоятельство меры и степени.
Объяснение:
1.Тогда (когда именно?) , сто тысяч лет назад, созвездия ×, /_. _. /, ...
2. Тогда мне очень хотелось, чтобы там (где именно?) , в бескрайнем космическом пространстве, была обнаружена жизнь. ×, /_. _./, ...
3. Тогда (когда именно?) , в 2016 году, и начали ×, /_._./, ...
4. А там (где именно?) , вдали, морская ширь... ×, /_._./, ...
5. Вверху, (где именно?) над самой мачтой, над сквозною и мутной мглою, бегущей на восток, скользит луна ×, /_._./, ...
6. ответ затерялся далеко (где именно?), где-то во Вселенной. ×,
7. Никогда (когда именно?) , даже в хорошую погоду, мы... ×, /_._./, ...
8. А там (где именно?) , в космосе, тоже своя ×, /_._./,
Объяснение: