Тема: «День Победы» Задание 1. Прочитайте текст. Битва под Москвой стала одним из решающих сражений и важнейшим событием первого года Великой Отечественной войны. Гитлер делал особую ставку на захват столицы СССР, но потерпел неудачу в попытке с ходу захватить ее. Осенью 1941 года немецкое командование начало активную подготовку к новому наступлению, сосредоточив главные силы своей армии на ближних подступах к городу. Ожесточенные бои шли уже в 100-120 км от Москвы, крупные танковые группы немцев пытались прорваться по Волоколамскому шоссе к столице, И вот 16 ноября 1941 года немецкие войска пошли в наступление, планируя быстро захватить Москву и победоносно закончить кампанию 1941 года. Бой, который дала ночью под Дубосеково группа истребителей танков 316-й стрелковой дивизии (состоящая из 28 человек во главе с политруком Василием Клочковым), вошел во все учебники истории. В течение четырех часов панфиловцы под шквальным огнем артиллерии и бомбежками с воздуха сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили несколько атак противника и уничтожили 18 танков из 50. Но большинство бойцов, сражавшихся под Москвой, погибли, остальные были тяжело ранены (хотя долгое время считалось, что погибли все 28 человек).
2. Определите тему и основную мысль текста. 3. Выпишите из текста 1 предложение с причастным оборотом. 4. Выпишите из текста 2 предложения с деепричастным оборотом. 5. Подчеркните грамматическую основу в предложениях с оборотами. 6. Выделите графически суффиксы в причастиях и деепричастиях.
согласно договорам , согласно законам , согласно заявлению , согласно плану , согласно предписанию , согласно приказу , согласно распоряжению , согласно соглашению , согласно уставу.
Бояться боли , бояться крови , бояться стоматологов , бояться папы.
ждать автобус , ждать результата , ждать эвакуации , ждать выписки , ждать
искать ассистентку , искать встречу , искать любовь , искать попутчицу.
просить денег , просить просить пощады , просить прощения , просить совет.
благодаря вниманию , благодаря заботы , благодаря ухода , благодаря друзьям .
вопреки обещаниям , вопреки совету, вопреки сомнениям.
согласно договорам , согласно законам , согласно заявлению , согласно плану , согласно предписанию , согласно приказу , согласно распоряжению , согласно соглашению , согласно уставу.
ответответ дан katya687098
А. С. Пушкин
Узник
Сижу за решеткой в темнице сырой
Вскормленный в неволе орел молодой
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
Клюет, и бросает, и смотрит в окно.
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим! »
Мы вольные птицы: пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора.
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!
(1822)
М. Ю. Лермонтов
Узник
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу.
Черногривого коня!
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучномерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
(1837)
Опорные вопросы.
1. С чем связан мотив узничества в поэзии русских романтиков? Насколько этот мотив близок Лермонтову и Пушкину?
2. Что вам известно об истории создания этих стихотворений? (Обратите внимание на год написания каждого стихотворения) .
3. Сопоставьте образы темницы в двух стихотворениях. Как относятся узники Пушкина и Лермонтова к ситуации заточения?
4. Каким настроением проникнуто каждое из стихотворений? Какими художественными средствами подчеркнуто это настроение?
5. Как изображена в стихотворениях вольная жизнь? Почему у Пушкина стихотворение завершается описанием воли, а у Лермонтова – описанием тюрьмы?
6. Какова связь этих произведений с фольклором? (Обратите внимание на лексический состав, тропы, образную систему, стихотворный размер)