Тема: Однородные члены предложения
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ
(1892—1968)
Аналитическая статья
С фактами биографии и творчества К. Г. Паустовского вы познакомились на уроках русского языка и литературы в 9 классе.
Одно из самых известных произведений писателя — повесть “Мещерская сторона”, состоящая из 15 глав, каждая из которых представляет собой самостоятельное произведение.Главы не соединены общим сюжетом, но при этом объединены героем-рассказчиком, странником. Одна из глав называется “Бескорыстие”.
Творчество Паустовского проникнуто любовью к родному краю, восхищением природой, ее естественной красотой и гармонией. Писатель много путешествовал и отразил впечатления от поездок в своих произведениях. Особенно привлекала Паустовского природа средней полосы России. Природа для Паустовского — это не только картины полей, холмов, рек и озер, голубого неба в его произведениях. Это и выражение любви к родной земле, к русской природе. Чувство природы для Паустовского — неотъемлемый элемент чувства Родины, именно природа учит человека нравственной чистоте, душевной цельности, бережному отношению к своей страны, учит бескорыстию в словах и поступках, воспитывает гражданственность и патриотизм. Основной принцип прозы Паустовского — найти прекрасное в обыденном. Он говорит о том, как необыкновенна эта простая земля.
Бескорыстие
Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд — это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.
Практическая грамматика
Однородные члены предложения
Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, относящиеся к одному члену предложения и связанные между собой сочинительной связью.
Например: Я люблю идти в лесу тихо, с остановками (Л/. Пришвин).
Однородные члены обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи.
Например: Зима была вялая, без морозов, с мокрым снегом (Л. Чехов).
Однородные члены могут быть распространенными и нераспространенными. Распространенные имеют при себе зависимые слова. В предложении может быть не один, а ряд однородных членов.
При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Обобщающее слово стоит или перед однородными членами, или после них.
Например: В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады.
После обобщающего слова перед однородными членами могут быть слова: как-то, а именно, например, которые указывают на идущее далее перечисление:
Вся усадьба Чертопханова состояла из четырех ветхих срубов разной величины, а именно: из флигеля. конюшни, сарая и бани.
После однородных членов перед обобщающим словом могут быть слова, имеющие значение итога: словом, одним словом:
Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
Задание 75• Расставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения.
Крышка чайника начала приподниматься и из-под нее выглянули свеженькие беленькие цветочки бузины, затем появились и длинные зеленые ветви. Они росли даже из носика чайника и скоро образовалось целое дерево: ветви доходили до самой постели и раздвинули занавески. Как славно цвела и благоухала бузина! Из зелени ее выглядывало приветливое лицо старушки, одетой в какое-то удивительное платье, зеленое, как листья бузины, и все усеянное крупными белыми цветочками. Сразу даже не разобрать было — платье ли это или просто зелень и живые цветочки бузины. Такое же точно большое, покрытое цветами дерево росло в углу одного бедного дворика в Новой Слободке. (X. К. Андерсен)
Учебное задание
1. Прочитайте рассказ “Бескорыстие” К.Паустовского. Определите тему и идею произведения.
2. Раскройте смысл заглавия произведения. Как заглавие связано с темой и идеей?
3. Выполните упражнение (Задание 75).
Деепричастия обладают признаками двух знаменательных частей речи - глагола и наречия.
Как и глаголы, деепричастия бывают:
1. несовершенного и совершенного вида: набирая(что делая?) - набрав(что сделав?), рассматривая(что делая?) - рассмотрев(что сделав?);
2. Переходными и не переходными: убирая(что?) комнату, схватив(что?) игрушку - блестя , шагнув;
3. возвратными и невозвратными: ракачивая - расскачиваясь, нагнув - нагнувшись;
4. могут присоединять к себе косвенные падежи имен существительных и поясняться наречиями: согласившись(на что?) на подсказку, держа(как?) крепко.
Так же, как и наречия, деепричастия не изменяются и в предложении выступают в роли обстоятельств, поясняющих глагол-сказуемое.
Сталь(стал,) - 1 слог
с (с) - согл,глух,парн.,тверд.
т (т) - согл.,глух.,парн.,тверд.
а (а) - гласн.ударн.
л (Л,) - согл.,звонк.,непарн.,мягк.,парн.
ь - нет звука
5 б. 4 зв.
сетка (с,этка) - 2 слога
с (с,) - согл.мягк.,парн.,глух.,парн.
е (э) - гласн. ударн.
т (т) - согл.,глух.,парн.,тверд.,парн.
к (к) - согл.,глух.,парн.,тв., парн.
а (а) - гласн. безударн.
5.б.5.зв.
кот (кот) -1 слог
к (к) - согл.,глух.,парн.,тв.,парн.
о (о) - гласн. ударн.
т (т) - согл.,тв.,парн.,глух. парн.
3.б.3.зв.
эмаль (эмал,) - 2 слога
э (э) - гласн.,безуд.
м (м) - согл.,звон.непарн.,тверд.,парн.
а (а) - гласн.,ударн.
л (л,) - согл.,зв.,непарн.,мягк.,парн.
ь нет звука
5.б.4.зв.