Теория.
Что такое сказуемое, виды сказуемых, примеры.
Практика.
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
1.В четверг мы выиграем соревнование, несмотря на трудности.
2.Мы вышли из душной комнаты на крыльцо освежиться.
3.Под ним Казбек как грань алмаза снегами вечными сиял.
4.Мы поневоле заночевали на пристани.
5.В случае дождя экскурсия по городу отменяется.
6.Я был рад принять участие в подготовке праздника.
-Выделите обстоятельства, укажите их разряд.
- Выделите прямое дополнение.
- Выделите согласованное и несогласованное определение.
- В последнем предложении подчеркните сказуемое, определите его вид.
Билет 2
Теория.
Что такое определение, чем может быть выражено в предложении. Примеры.
Билет 3
Теория.
Виды определений. Примеры. Чем определения могут выражаться в предложении? Примеры.
Билет 4
Теория.
Что такое приложение. Дефис в приложении и его отсутствие. Примеры..
Билет 5
Теория.
Что такое дополнение, чем может быть выражено в предложении. Примеры. Виды дополнений.
.
Билет 6
Теория.
Что такое обстоятельство, чем может быть выражено в предложении. Примеры.
Билет 7
Теория.
Разряды обстоятельств. Вопросы. Примеры.
Билет 8
Теория.
Сравнительные обороты в роли обстоятельств. Знаки препинания в них.
Билет 9
Теория.
Согласование определений с существительными и числительными в числе и роде.
1. я - подлежащее, считаю учителем -сказуемое
считаю учителем кого? Уланову -дополнение прямое, выражено сущ.
учителем чьим? своим - согласованное определение, выражено притяжательным местоимением
2. встречи - подлежащее, выражено сущ., становились уроками - составное именное сказуемое , выражено связкой становились и сущ. уроками, встречи какие? с ней - определение, выражено мест. с предлогом, какие? с искусством - определение, выражено сущ. с предлогом, искусством чьим? ее - определение , выражено притяжательным местоимением, становились уроками для кого? для меня - дополнение, выражено мест. с предлогом, становились уроками когда? всегда - обстоятельство, выражен наречием, уроками какими? творчества - несогласованное определение, выражено сущ.,уроками какими? мудрости, красоты - несогласованные определения , выражены сущ.
сложноподчиненное предложение, состоит из 2-х (см. скобки)
1. - главное.
2- придаточное причины, присоединяется с союза ПОТОМУ ЧТО
– Это вы, барчук?(неполное, пропущено сказуемое, например: Это вы идёте, барчук?) – тихо окликает кто-то из темноты (двусост.).
– Это я (односоставное, назывное). Не спите ещё, Николай (односост.опред.-личное - ВЫ)? А где у вас ружьё?(назывное? или неполное, если можно подставить сказуемое: А где у вас находится ружьё?),
– Возьмите возле ящика (односост., опред.-личное).
Вскинешь кверху тяжёлую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь (односост., опред.-личное- ТЫ, здесь 2 однородных сказуемых).
– Постращайте, постращайте, барчук!(опред.-личное, здесь лексический повтор одного сказуемого, поэтому не однородные члены) – скажет мещанин(двусост.). – Опять всю дулю на валу отрясли (односост., опред.-личное)...
А чёрное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды (двусост.). Как холодно, росисто (односост. безличное, с 2 однор. сказуемыми)! Как хорошо жить на свете (односост. безличное)! (Бунин)