Тест 1. Определите тип предложения по структуре. Предки Лейкина, как и Чехова, были крепостными, но на волю вышли раньше, раньше сколотили капитал и вообще, судя по всему, были удачливее Чеховых (М. Громов).
1. Сложносочиненное предложение предложение, осложненное однородными членами.
Тест 2. Определите синтаксические отношения, выраженные в сложносочиненных предложениях.
1.Но в это время дверь с треском раскрылась, и на пороге показалась коренастая рыжая молодая женщина в шляпе, с зонтом в руке (А. Н. Толстой).
2.Лишь мимо кургана мелькает
Сайгак, через поле скача, Иль вдруг на него налетает,
Крилами треща, саранча (А. К. Толстой).
А. Соединительные отношения.
Б. Противительные отношения.
В. Разделительные отношения.
Тест 3. Определите оттенок соединительных отношений в структуре сложносочиненного предложения.
Неяркая вешняя молния сиганула в лесную теплую иглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром (В. Белов).
1.Перечисляются одновременные события.
2.Перечисляются следующие друг за другом события.
Тест 4. Определите тип синтаксических отношений в сложносочиненном предложении.
Волны еще бушевали, и черный корабль лежал на боку тяжкой громадой, вероятно навеки закончив свои странствия (А. Ладинский).
1.Соединительные отношения с оттенком одновременности.
2.Соединительные отношения с оттенком следования (разновременности).
3.Противительные отношения.
4.Разделительные отношения.
Тест 5. Каким союзом соединены части сложносочиненного предложения?
Я бросился обратно, пытаясь отыскать первоначальное место, однако вокруг был уже другой, еще более обильный малинник (В. Белов).
1.Соединительный союз.
2.Противительный союз.
3.Разделительный союз.
Тест 6. Почему ставится тире в сложносочиненном предложении?
Взгляну я во дворик зеленый — И сразу порадуют взор Земные друг другу поклоны
Людей, выходящих во двор (Н. Рубцов).
1.Тире при резком противопоставлении второй части сложносочиненного предложения.
2.Тире при неожиданном присоединении.
Тест 7. Сколько запятых нужно поставить в сложном предложении?
Куда ни обращаю взор Кругом синеет мрачный бор
день права свои утратил (А. Фет).
1.Одна запятая.
2.Две запятые.
Тест 8. Какой знак препинания следует поставить в сложносочиненном предложении?
…И солнце жгло их желтые вершины, жгло меня но спал я мертвым сном (Ю. Лермонтов).
1.Запятая.
2.Тире (при резком противопоставлении второй части сложносочиненного предложения).
ОПРЕДЕЛИТЬ СЛОВО ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ
1)фиолетовый, сиреневый
2)гигантский
3)маршрут
4)вообразить
5)красно-желтый
6)символы
7)диалектизмы
8)историзмы
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ РЫБАКА: снасти, спиннинг, насадка, мотыль
ДИАЛЕКТИЗМ В РЯДУ СЛОВ
1)цигарка
2)детник
3)гугай
4)утирка
5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ЖАРГОНИЗМАМИ:
Я переживаю, как он сдаст экзамен, а ему ПО БАРАБАНУ.
Я переживаю, как он сдаст экзамены, а ему ФИОЛЕТОВО.
У нас с подругой ТЁРКИ (ссора) из-за каких-то НЕПОНЯТОК.
ЗАМЕНИТЬ ИНОСТРАННЫЕ СЛОВА РУССКИМИ:
1) В моем сочинении много ошибок.
2) Наша футбольная команда потерпела поражение.
3)После долгих споров мы пришли к единому мнению.
4)Во время интервала перемены между уроками в класс вошел директор.
5)Мэр города после инцидента неприятного случая подал в отставку.
6) Хозяин решил подарить гостю старые часы.
СИНОНИМЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ: бить баклуши-лениться, прикусить язык - замолчать
АНТОНИМЫ К ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ: жить душа в душу-жить дружно; спустя рукава - кое-как, неаккуратно
ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
1)волчий аппетит- слишком сильный аппетит
2)зарубить себе на носу- запомнить
3)держать язык за зубами- молчать, не выдавать тайну
4)как снег на голову - неожиданно, внезапно
5)водить за нос- обманывать
Ахиллесова пята моего друга - страсть к компьютерным играм.
(ахиллесова пята - слабость)