ТУТ ТОЛЬКО ВЫБРЫТЬ БУКВУ
Итоговый тест по русскому языку для проверки знаний учащихся 5 классов
1. Укажите строку, в которой даны слова с безударными гласными корня, не
проверяемыми ударением:
а) уд…вляться, х…лмистый, посм…трел;
б) п…нал, к…лендарь, г…ризонт;
в) р…совать, к…сить, п…левой.
2. Укажите строку, в которой даны слова с проверяемыми согласными:
а) бесе…ка, моро..ный, хок…ей;
б) ко…ьба, про…ьба, ука…ка;
в) мес…ный, гум…анизм, извес…ный.
3. Укажи строку, в которой даны слова с чередующейся гласной в корне слова:
а) прил…гательное, изл…жение;
б) прил…гать, м…лина;
в) насл…ждаться, р…скошный.
4. Укажи строку, в которой во всех словах пишется –ТСЯ:
а) берёт…ся, смеят…ся;
б) купает…ся, старает…ся;
в) искупат…ся, струит…ся,;
5. Укажи строку, в которой во всех словах пишется –ТЬСЯ:
а) прятат…ся, разливает…ся;
б) улыбат…ся, , плескат…ся;
в) отличает…ся, выпутат…ся;
6. Укажи строку, в которой во всех словах пишется буква С на конце приставок:
а) бе…шумный, ра…жимать,
б) бе…вкусный ра…цвет.;
в) во…паление, ра…писание.
7. Укажи строку, в которой во всех словах пишется буква З на конце приставок:
а) во…стание, ра…смотреть;
б) ра…бежаться, во…питывать.
в) ра…глядеть; бе…дарный,
8. Укажи строку, в которой во всех словах после шипящих пишется Ё(Е):
а) реч…нка, ж…лтый;
б) ш…коладный, ч…лка;
в) ш…л, ж…лудь.
9. Укажи строку, в которой во всех словах после шипящих не пишется Ь:
а) из-за туч…, карандаш…;
б) поеш…, горюч…;
в) мыш…, борщ…
10. Укажи строку, в которой у всех существительных пишется на конце –Е:
а) в област…, в здани…;
б) по дорожк…, к дач…;
в) о подруг…, нет деревн…
11. Укажи строку, в которой у всех прилагательных пишется на конце –Е:
а) в дальн…й области, весен…ми водами;
б) об осенн…м дождике, в вечерн…м небе.
12. Укажи строку, в которой в окончании глаголов пишется буква Е:
а) расцвета…т, ненавид…т;
б) стел…т, расскаж…т.
13. Укажите глаголы несовершенного вида:
а) потянешь, выучишь;
б) толкаешь, шагаешь;
в) забросишь, тянешь.
14. Укажите строку, в которой все глаголы относятся ко II спряжению:
а) таять, обидеть;
б) дышать, любить.
15. Укажите строку, в которой все слова пишутся с НЕ раздельно:
а) (не)говорил, (не)доумевал;
б) (не)бросил, (не)сказал;
в) (не)навидел, (не)настье.
16. Укажите предложения с однородными членами (знаки препинания не
расставлены).
а) Ветер сорвал крышу с сарая.
б) Ветер разогнал тучи и небо прояснилось.
в) Рыба видит приманку а не крючок.
17. Укажите предложение с обобщающим словом (знаки препинания не расставлены).
а) Маше купили синие красные жёлтые шарики.
б) Всё вокруг покрыто снегом дороги поля крыши хат.
в) Нарциссы розы тюльпаны мои любимые цветы.
18. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).
а) С чего начинается Родина
б) Любимый город может спать спокойно
в) Не шуми Миша.
19.Укажите сложное предложения (знаки препинания не расставлены).
а) В небе появилась и засверкала первая звёздочка.
б) Первый луч солнца выглянул из-за туч и макушка сосны заискрилась розовым светом.
в) Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.
20. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).
а) Я ушла на работу произнесла мама.
б) Цветы и травы покрывают зелёный холм.
в) Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Иследуемый ( страдат.прич.,нас.времени ,1 спр., суфф.ЕМ) учеными ( управление)
ПРИСУЖДАЕМЫЙ (страд.причас.наст времени , 1 спр. , суфф - ЕМ ) В ПОБЕДЕ (
управление)
ДЕЛЕГИРУЕМЫЙ ( страд.прич , нас.время , 1 спр. , суфф - ЕМ ) НА СЪЕЗД (управление )
ОБУРЕВАЕМЫЙ ( суфф. ЕМ , потому как 1 спр ) ЖАЖДОЙ СЛАВЫ ( управление)
ПОДГОНЯЕМЫЙ( правило то же ) ВЕТРОМ ( управление)
ДОКАЗЫВАЕМАЯ УЧЕНИЦЕЙ ( страд.причаст , 1 спряжения , суфф ЕМ) (управление)
ПРИГЛАШАЕМЫЕ ( правило то же) НА КОНЦЕРТ ( управление )
ОБЪЯСНЯЕМЫЙ УЧИТЕЛЕМ ( управление)
ВИДИМЫЙ ( страдат.прич. , наст.времени , 2 спр., поэтому суфф ИМ) В БИНОКЛЬ (управление )
ВДОХНОВЛЯЕМЫЙ ( страдат.прич.наст.время, 1 спр., поэтому суфф ЕМ ) МУЗЫКОЙ ( управление )
безударность
2.Какие орфограммы гласных встречаются в корне?
безударные,проверяемые ударением
не проверяемые ударением
3.Как проверить безударную гласную в корне слова?
подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так,чтобы безударный гласный стал ударным
4.Можно ли подбирать проверочные слова к безударным гласным в других частях слова?Почему?
иногда можно
например,в приставках
заходил-зАпах
приставка за-,при этом слово не обязательно должно быть однокоренным
5.Что делать,если безударную гласную в корне невозможно или не получается проверить?
слово надо запомнить
СОГЛАСНЫЕ
6.Назови парные по глухости-звонкости.Какая орфограмма с ними связана?
б-п
г-к
д-т
ж-ш
з-с
Орфограмма:Парные звонкие и глухие согласные на конце слов и в середине.
7.Назови слабую позицию для парного по глухости-звонкости звука в слове.
на конце слов
дуб,сад
в середине сова,перед согласной
дубки,зубки,ножки
8.Какие орфограммы согласных встречаются в корне?
парные-глухие согласные
непроизносимые согласные
9.Как проверить парную по глухости-звонкости в слабой позиции?
подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так,чтобы после согласного стоял гласный
дуб-дубы,зуб-зубы,ножки-ноженьки
10.Какое место является <<опасным>>:писать или не писать непроизносимую согласную?
корень слова
например
грусТный,опасный,соЛнце,извесТный
11.Как проверить,нужно ли писать непроизносимую согласную?
изменить слово,так чтобы ясно слышался согласный звук или его отсутствие
грустный-грустить
солнце-солнечный
известный-известить,вести
опасный-опасен
Запомнить не проверяемые слова:лестница,хотя проверочное лесенка,но пишем с Т,
свадьба-сватать,но пишем с д...и т. д.
заимствованные слова ,например
космонавт, фисгармoния, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.