Творческий диктант. Продолжите следующие предложения. Определите разряды подчинительных союзов.
1. Тишина была такая, что (...). 2. Мне стало известно, что (...). 3. Это интересно потому, что (...). 4. Надо стремиться к тому (...). 5. Надо хорошо знать родной язык, чтобы (...). 6. Надо владеть словом так, чтобы (...). 7. Мы побывали там, где (...). 8. Он вспомнил, где (...). 9. В городе находится музей, где (...). 10, Мы узнали, когда (...). 11. Мне никогда не забыть тот день, когда (...).
1. Сложение основ с соединительной гласной:
самолёт - сам, летать; лесостепь - лес, степь; кашевар - каша, варить;
красно-синий - красный, синий (дефис нужен, потому что прилагательное обозначает оттенок цвета).
2. Сложение основ без соединительной гласной: Ивангород -Иван, город; Ленинград - Ленин, город.
3. Сложносокращённые слова.
а) сложение части слова с целым словом: спортинвентарь - спортивный инвентарь; стенгазета - стенная газета; комвзвода - командир взвода; мединститут - медицинский институт;
б) сложение сокращённых основ (начальных слогов, букв, звуков):
завхоз - заведующий хозяйством; универсам - универсальное самообслуживание; комбат - командир батальона;
МГУ - Московский государственный университет (сложение начальных букв); ЦРУ - Центральное разведывательное управление (сложение начальных букв); РФ - Российская Федерация (сложение начальных букв);
ООН - Организация Объединённых Наций (сложение начальных звуков);
вуз - высшее учебное заведение (сложение начальных звуков); ТЮЗ - Театр юного зрителя (сложение начальных звуков).
Иногда сложение основ происходит с одновременным добавлением суффикса:
хлеборезка - хлеб, резать + -к- (сложение основ с одновременным добавлением суффикса)
черноморский - Чёрное море + -ск- (сложение основ с одновременным добавлением суффикса)
В начале учебного года я стал лучше учиться, и учителя меня хвалили.
После уроков одноклассники пошли в кино, не под готовя домашнее задание, и на следующий день они получили плохие оценки.
Незадолго до начала спектакля я предложил другу сесть рядом со мной, и он согласился.
После третьего звонка начался спектакль, и люди аплодировали.
В зрительном зале Паша не смог найти свое место, и я ему
В продолжении спектакля мне было скучно, и я хотел домой.
На следующий день я пошел гулять, и мои друзья пошли со мной.
В течении каникул я ходил к репетитору, он объяснял мне математику.