У ароматных сладких дынь свой ряд. Они товар нежный. Их не ссыпают навалом, их раскладывают в ряд на циновках. Есть дыни круглые, чётко оформившиеся, с мягкими, обтекаемыми гранями - их зовут здесь «кубышками». Но больше всего они похожи на какой-то внутренний орган неведомого чудовища - почку или сердце. Мясо у них оранжево-жёлтое или насыщенно зелёное, как шартрез. А есть ещё дыни длинные, конические, как мины или межпланетные снаряды (так в то время их рисовали в журнале «Вокруг света»). Есть дыни золотистые; как осень, как листопад, как закат в спокойной воде пруда. Есть дыни, похожие на головы огромных тропических гадов, они в пятнах, потёках, пересветах, в хищных змеиных узорах. От дынь исходит еле уловимый аромат, и каждый, кто проходит по этим рядам, дышит им. И продавцы в этом ряду тоже иные, и покупатели тут не те, что табунятся вокруг арбузных пятитонок. Продавцы в этом ряду - старые солидные люди, узбеки или казахи - аксакалы с истовыми бородами, с бурыми иконописными лицами, в чёрно-белых тканых тюбетейках. Они не волнуются, не бегают, не кричат, они только поют: «А вот ароматные сладкие дыни». Подходи, смотри, плати деньги и уноси. Пробовать дыни дают не всякому. Это целый ритуал. Сначала её секут напополам, потом снимают тончайший прозрачный срез, и к лицу покупателя на острие длинного и тонкого, как жало, ножа возносится прозрачный розовый лепесток, бери в рот, соси и оценивай. И покупатель здесь свой. Около арбузов мальчишки, тётки, сезонники, шофёры, любители выпить. Арбуз, если нет ножа, просто колют о колено, а надколов, разрывают руками. Едят тут же, чавкая, истекая сладостью, урча, уходя в корку с носом, с глазами, чуть не до волос. Повсюду на земле валяются горбушки и шкурки. Дыню под мышкой уносят домой. И когда там её положат на белое фаянсовое блюдо и поставят среди стола, то стол тоже сразу вспыхнет и станет праздничным. Такая она нежно-цветистая, такая она светящаяся, из- низанная загаром и золотом - в общем, очень похожая на дорогую майоликовую вазу. (Ю. Домбровский)
Определите стиль и тип речи. Обоснуйте свой ответ. Определите тему текста. Какими она выражена? • Какие средства художественной выразительности исполь-
зует писатель? Выпишите из текста по два примера эпитетов, метафор и сравнений. Произведите морфологический анализ слова тончайший. К какой части речи относится слово похожий? Докажите. Определите спряжение глаголов.
Найдите в тексте обособленные обстоятельства. Объясните написание слов тоже, тут же.
Составьте схему последнего предложения.
рочитайте текст.
Вообще мед - сам по себе очень сладкий и вот эту сладость часто сравнивали с лестью.
"Сладкая лесть" часто говорят.
Дальше.
"... а тот, кто правду в глаза скажет"
Это правильно. Почему же? Ведь часто человеку обидно, от правды. И все равно это правильно. Ведь скажут тебе правду - ты будешь знать, будешь стараться что то делать, исправиться. А если будут глаза этим сладким медом, сладкой лестью замазывать, то ты без честных друзей ничегошеньки не увидешь.
1)Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
2)Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
3)Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!"
4)"Соседка, перестань срамиться, -
Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться?
5)Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
6)"Соседушка, мой свет!
7)"Соседушка, я сыт по горло". - "Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!"
8)Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!