Укажите номера предложений, в которых не ставится дефис при одиночном
приложении. Приложение выделены.
1) Тридцать лет тому назад город Стрелецк был еще проще и Не робеть перед правдой царицей научила ты музу мою.
3) В письме я нашел сообщить о смерти солдата Тихона его родным, в деревню Мегры на реке Ковже.
4) Пескарь сын отлично запомнил поучения пескаря отца, да и на ус себе намотал.
5) Красавица графиня была сердцем ее аристократического салона.
6) Иван царевич взял под мышку скатерть самобранку и надел спокойно шапку невидимку.
7) Только вдруг выходит из избы старуха мельничиха.
8) Не пойдет волной обратною Волга матушка раздольная.
9) Два старика конюха без дела бродили по опустевшему двору
ответ: Драгоценные книги — это уникальные произведения искусства, которые сделали вклад в наше развитие. Они открыть то, что нам наиболее интересно: кому-то близка история, кому-то — литература, а кто-то находит в книгах разгадки секретов природы.
Например, герой приведенного текста С.Т. Аксакова «узнал в «Рассуждении о громе», что такое молния, воздух, облака, узнал образование дождя и происхождение снега» (предложение 23). Рассказчик открыл для себя новый мир, состоящий из изученных закономерностей и еще не познанных тайн, которые только предстояло разгадать науке. В книгах он нашел опору для формирования своего мировоззрения, в этом и состоит их ценность.
Не менее важные открытия предстояло сделать герою рассказа И.А. Бунина «Цифры». Женя хотел изучить математику, которая дала бы ему ключ к познанию более изощренных дисциплин. Мальчик так сильно желал освоения чисел, что даже поссорился с дядей, который сначала не понял, как это важно для его племянника. Книги манили его к себе и сулили разгадку окружающего мира. Женя осознал, что знания — самая изысканная роскошь.
Таким образом, книги нам изучить мир и открыть закономерности, позволяющие изменять его к лучшему.
А. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
За школой был пруд с чистой водой и песчаным пляжем. Розовая чайка пошла в небо бесшумной свечой. Народ называет землю кормилицей. Над березовой рощей плыло белое облако. Из-за толстых ракит и берез на нас глянул старенький домик с тесовой крышей. Ася прислонилась плечом к выступу скалы.
Б. Поставьте ударения. Выделите окончания. (окончания выделены прописными, нулевые окончания – пустым квадратиком).
За шко´лОЙ был пруд□ с чи´стОЙ водО´Й и песча´нЫМ пля´жЕМ. Ро´зовАЯ ча´йкА пошлА´ в не´бО бесшу´мнОЙ свечО´Й. Наро´д□ называ´ЕТ зе´млЮ корми´лицЕЙ. Над бере´зовОЙ ро´щЕЙ плы´лО бе´лОЕ о´блакО. Из-за то´лстЫХ раки´т□ и бере´з□ на нас гля´нул□ ста´ренькИЙ до´мик□ с тесо´вОЙ кры´шЕЙ. Ася прислони´лАсь плечО´М к вы´ступУ скалЫ´.
В. Разберите первое и второе предложение по членам предложения и частям речи.
1. За школой был пруд с чистой водой и песчаным пляжем.
Пруд – подлежащее, выражено существительным, подчеркиваем одной чертой.
Был глагольное сказуемое, выражено глаголом «быть» в форме времени, обладает значением бытийности.
За школой – обстоятельство места, выражено существительным в тв.пад. с предлогом, подчеркиваем пунктиром.
С чистой водой – несогласованное определение, раскрывающее качественную характеристику предмета (пруд), выраженное цельным словосочетанием, построенное по схеме: существительное в творительном падеже с предлогом «с» + согласованное с ним прилагательное. Подчеркиваем волнистой линией.
Пляжем - несогласованное определение, раскрывающее качественную характеристику предмета (пруд), построенное по схеме: существительное в творительном падеже с предлогом «с» (подразумевающимся). Подчеркиваем волнистой линией.
Песчаным - согласованное определение (к слову пляжем), выражено прилагательным, подчеркиваем волнистой линией.
И – сочинительный одиночный союз, в данном предложении соединяет однородные определения.
2. Розовая чайка пошла в небо бесшумной свечой.
Чайка – подлежащее, выраженное существительным, подчеркиваем одной чертой.
Пошла глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме вр. сов.в., подчеркиваем двумя чертами.
Розовая – согласованное определение, выражено прилагательным, подчеркиваем волнистой линией.
В небо – обстоятельство места, выражено существительным в вин.пад. с предлогом, подчеркиваем пунктиром.
Свечой – обстоятельство образа действия, выражено существительным в творительном падеже, подчеркиваем пунктиром.
Бесшумной – согласованное определение, выражено прилагательным, подчеркиваем волнистой линией.
3. Словосочетания:
А.) За школой был пруд с чистой водой и песчаным пляжем.
Был за школой;
Пруд с чистой водой;
С чистой водой;
Пруд с пляжем;
Песчаным пляжем.
Б.) Розовая чайка пошла в небо бесшумной свечой.
Розовая чайка;
Пошла в небо;
Пошла свечой;
Бесшумной свечой.
Г. Орфограммы и правила:
ПруД (орфограмма – проверяемая согласная в корне). Проверяем, ставя в сильную позицию перед гласной: пруД – пруДик.
вОдой (орфограмма – безударная гласная в корне слова). Проверяем, найдя однокоренное слово с данной гласной под ударением. Водой – вОды.
пЕсчаным (словарное слово). Написание запоминаем: пЕсчаным.
песчАным (сочетания ча/ща под ударением пиши с «а»).
ПляжЕм (В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц без ударения пишется е).
свЕчой (орфограмма – безударная гласная в корне слова). Проверяем, найдя однокоренное слово с данной гласной под ударением.)свечой – свЕчи.
свечОй (в окончаниях существительных в творительном падеже под ударением пиши о).
кОрмилицей (орфограмма – безударная гласная в корне слова). Проверяем, найдя однокоренное слово с данной гласной под ударением.) кормилицей – кОрм.
кормилицЕй (В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц без ударения пишется е).
рощЕй (В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц без ударения пишется е).
БереЗ (орфограмма – проверяемая согласная в корне). Проверяем, ставя в сильную позицию перед гласной: берез – береЗы.
ДомИк (суффиксы «ик»/ «ек» существительных. При склонении не выпадает – пиши «ик», выпадает – «ек»). Домик /домика/домиком – не выпадает, пиши ИК.
КрышЕй (В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и ц без ударения пишется е).
ПлечОм (в окончаниях существительных в творительном падеже под ударением пиши о).
скАлы - (орфограмма – безударная гласная в корне слова). Проверяем, найдя однокоренное слово с данной гласной под ударением.) скалы – скАлы, скАльный.
Подробнее - на -