Матрёшка (уменьшительное от имени Матрёна) — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную» ) форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (см. Дарума и Кокэси) .
Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. [1] Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.
В 1900 году М. А. Мамонтова, жена С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.
Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись» , в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир. В 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио была представлена самая большая когда-либо изготовленная матрёшка: 72-х местная. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.
Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем тщательно складируют брёвна и хранят несколько лет в хорошо вентилируемом месте, чтобы они высыхали.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.
Когда «малышка» готова, мастер начинает следующую фигурку, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом он повторяет процесс, делая немного бо́льшую куклу, в которую войдут две предыдущие.
Количество кукол колеблется от 2 до 60. Когда готова каждая кукла, её покрывают маслянным лаком, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. В качестве красок используется водянистая гуашь.
Гласные после шипящих и ц Нет розы без шипов. Пословица плодуща и живуща. Живи для людей, поживут и для тебя. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Доброе начало – половина дела. Жизнь дана на добрые дела. Жизнь всему научит. Без пословицы не проживешь. Лень мужика не кормит. Нашей границы не перелететь и птице. За добрые дела всегда живет похвала. Отсеки собаке хвост – овцой не будет. Послушному сыну отцовский приказ не в тягость. Жизнь пройти – не поле перейти. От добра добра не ищут. Шуба на сыне отцовская, а ум у него свой. Гласные о-е после шипящих Гладка шерстка, да ноготок остер. Шел бы воевать, да лень сабли вынимать. На хороший цветок и пчелка летит. Хорош садовник, хорош и крыжовник. Белая деньга про черный день. Бог дал попа, черт – скомороха. Чем черт не шутит. Черный конь скачет в огонь. (Кочерга) Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь) Его надо в ежовых рукавицах держать. Правда – хорошо, а счастье – лучше. Вьется ужом, а топорщится ежом. Царь да нищий без товарищей. Долг платежом красен, а займы – отдачею. Я его калачом, а он меня в спину кирпичом. В чужом месте что в лесу. На чужой стороне и весна не красна. Куй железо, пока горячо. Из одной муки хлеб не испечешь. Не щади врага – сбережешь друга. Ь после шипящих в конце слова Скупой богач беднее нищего. Он сам на себя нож точит. Умный товарищ – половина дороги. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Глупому сыну не в богатство. Лицом хорош, да душою непригож. Ни себе не гож, ни людям не пригож. Снег глубок – хлеб хорош.
Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Самое правдоподобное предположение — русский мастер изобразил славянские образы или понятия из сказаний. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (см. Дарума и Кокэси) .
Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. [1] Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.
В 1900 году М. А. Мамонтова, жена С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.
Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись» , в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир. В 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио была представлена самая большая когда-либо изготовленная матрёшка: 72-х местная.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.
Чтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем тщательно складируют брёвна и хранят несколько лет в хорошо вентилируемом месте, чтобы они высыхали.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.
Когда «малышка» готова, мастер начинает следующую фигурку, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом он повторяет процесс, делая немного бо́льшую куклу, в которую войдут две предыдущие.
Количество кукол колеблется от 2 до 60. Когда готова каждая кукла, её покрывают маслянным лаком, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. В качестве красок используется водянистая гуашь.
Нет розы без шипов.
Пословица плодуща и живуща.
Живи для людей, поживут и для тебя.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Доброе начало – половина дела.
Жизнь дана на добрые дела.
Жизнь всему научит.
Без пословицы не проживешь.
Лень мужика не кормит.
Нашей границы не перелететь и птице.
За добрые дела всегда живет похвала.
Отсеки собаке хвост – овцой не будет.
Послушному сыну отцовский приказ не в тягость.
Жизнь пройти – не поле перейти.
От добра добра не ищут.
Шуба на сыне отцовская, а ум у него свой.
Гласные о-е после шипящих
Гладка шерстка, да ноготок остер.
Шел бы воевать, да лень сабли вынимать.
На хороший цветок и пчелка летит.
Хорош садовник, хорош и крыжовник.
Белая деньга про черный день.
Бог дал попа, черт – скомороха.
Чем черт не шутит.
Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)
Его надо в ежовых рукавицах держать.
Правда – хорошо, а счастье – лучше.
Вьется ужом, а топорщится ежом.
Царь да нищий без товарищей.
Долг платежом красен, а займы – отдачею.
Я его калачом, а он меня в спину кирпичом.
В чужом месте что в лесу.
На чужой стороне и весна не красна.
Куй железо, пока горячо.
Из одной муки хлеб не испечешь.
Не щади врага – сбережешь друга.
Ь после шипящих в конце слова
Скупой богач беднее нищего.
Он сам на себя нож точит.
Умный товарищ – половина дороги.
Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
Глупому сыну не в богатство.
Лицом хорош, да душою непригож.
Ни себе не гож, ни людям не пригож.
Снег глубок – хлеб хорош.