Упражнение 1. Исправьте текст. Объясните ошибки в предложениях.
1. Все зависящие меры от нас для предотвращения катастрофы были приняты. 2. Среди жителей уже в Древней Греции превыше всего ценились в раз�оворе краткость и ясность. 3. Под мощной кроной вымахавшего дуба к небу любил сидеть Иван Сергеевич. 4. Над площадью пролетает рассыпающий листовки вертолет с портретами космонавтов. 5. Столяр сделал подставку из дуба с четырьмя ножками. 6. Есть немало произведений, повествующих о детстве автора в мировой литературе.
Упражнение 2.
А) Выпишите предложения с обратным порядком слов (инверсией). Тихо спустился сумрак. Дремлет над морем полярная ночь. В темной пучине колеблются яркие звезды. С вышины льется голубоватое сияние. Мертвая тишина повисла над застывшим морем. Синеватый отсвет озаряет водную гладь. (По А. Серафимовичу). Б) Соберите предложение, используя прямой порядок. Капля, в воде, дождя, каждая, водяную, выбивает, чашу, круглую маленькую.
Кейінгі кезде әлемдік ғылыми терминдерді бұзатын адамдар көбейіп кетті. Олар витаминді дәрумендер деп атау керек деп түсіндіреді. Бұл дұрыс емес.
Витаминдер деп химиялық табиғаты әр түрлі органикалық заттарды айтады. Витамин латынша vіtа — өмір, тіршілік; vitman — тіршілік амині деген мағынаны білдіреді. Олар тағамдық заттармен организмге түсіп, зат алмасуға, организмнің өсіп-өнуіне әсерін тигізеді. Организмнің қорғаныштық қабілетін арттыруда витаминдердің атқаратын міндеті өте зор. Егер тамақ-тану дұрыс жолға қойылмаса, яғни күнделікті пайдаланатын тағамдарымызда организмдерге қажетті витаминдер мөлшері жеткіліксіз болса, онда организм әлсіреп, ол әр түрлі ауруларға шалдығады, оның өсіп-өнуі мен жетілуі нашарлайды. Витаминдер, сол сияқты, жоғары дәрежелі өсімдіктер мен микро-организмдердің қалыпты өсуі мен дамуы үшін қажетті заттар. Организмге тағамдар арқылы келіп түсетін белоктардың, майлардың, углеводтардың және минералдық тұздардың алмасуын жылдамдататын жәнс реттейтін де витаминдер.
чатями.
сегодня
1. Определите стиль текста.
2. Найдите фразеологизм в тексте, объясните его значение.
3. Составьте схемы сложных предложений первого абзаца.
4. Найдите вводные слова, выпишите их, укажите значения, подберите к ним вводные слова с тем же значением.
5. Проиллюстрируйте данные правила примерами из текста.
– Различается написание не с отглагольными прилагательными на мый и с причастиями на мый: при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые – раздельно. К прилагательным на мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида. На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, то есть они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов, а также в краткой форме.
– Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных