Упражнение 1. Образуйте форму настоящего времени действительного причастия от данных глаголов.
Расти, манить, мочь, лежать, строить, метаться.
Упражнение 2. Образуйте форму времени действительного причастия от данных глаголов.
Смеяться, строить, гонять, рычать, гнуть, напрячь.
Упражнение 3. Образуйте форму страдательного причастия настоящего времени при суффиксов -им-, -ем- (-ом-) от данных глаголов.
Вести, руководить, угрожать, видеть, читать, носить, обижать.
Упражнение 4. Образуйте форму страдательного причастия времени при суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- от данных глаголов.
Засеять, брить, хвалить, вырастить, наградить, привести, скосить, вытереть, исправить.
Упражнение 5. Определите роль в предложении кратких причастий.
1. Иван Петрович снят с учёта в военкомате по возрасту. 2. Лицо ребёнка измазано вареньем. 3. Друзья по-настоящему были увлечены спортом. 4. Календарь был не повешен, а прибит к стене. 5. Статья опубликована в журнале «Вокруг света».
Упражнение 6. Определите исходные слова, от которых, по-вашему, образовались данные слова. Какой частью речи они являются?
Горячий, горючий, гремучий, могучий, лежачий, стоячий, трескучий, прыгучий, плакучий.
Упражнение 7. Определите, где в конструкциях использовано причастие, а где – отглагольное прилагательное. К отглагольным прилагательным подберите синонимы, при затруднении используйте словарь синонимов.
1. Загороженная селем дорога была расчищена специальной техникой. 2. Заасфальтированное шоссе выгодно отличалось от неремонтированного Масленные толстым слоем сметаны блины разжигали аппетит. 4. Варёная колбаса дешевле копчёной. 5. Следующий том был ещё толще. 6. Толпа, орущая песни, двинулась по освещённой улице. 7. Свистящий ветер дул в распахнутое настежь окно очень надо
Лишь связанные в предложения слова приобретают смысловое значение. Об этом рассуждал Ф.И.Буслаев, который писал : «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки.»
Чтобы доказать мои суждения, братимся к тексту. Во-первых, автор использовал слово "старушки". В нем суффикс –ушк- означает вежливое отношение к старушкам. В предложениях 1-2 автор называет мальчика двумя Леня и Ленька. Мальчика все называли Ленька, а автор называет его по-взрослому,чтобы он казался таким в наших глазах. Во-вторых, в предложении 9 автор использует глагол во мн. ч. Такая форма используется,когда человек обращается к другому с уважением.
Таким образом,подводя итог, я могу сказать,что прав был Ф.И.Буслаев, утверждавший,что слова находят свой смысл только входя в предложение или текст.