Упражнение 1. Определите часть речи каждого слова в предложениях, укажите вид придаточных предложений.
1. Когда я был ещё ребёнком, он меня сажал на своего ко¬ня. 2) Пока закладывали лошадей, Ибрагим вошёл в ям¬скую избу. 3) Утром, как только солнце высушило росу, повсюду началась косовица. 4) Игра длилась до тех пор, пока все костяшки не переходили в одни руки. 5) Нас не оказывалось там, куда приходили каратели. 6) Машины засветили фары, потому что в лесу уже совсем стемнело. 7) Суматоха была оттого, что Анна Павловна отпу¬скала сына в Петербург на службу. 8) Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево. 9) Пастухов сошёлся с Цветухиным не потому, что тяготел к актёрам. 10) Сейчас пикировщики бьют по пустому месту, так как «катюши» уже давно переменили пози¬ции. 11) ) Всё, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан.
Упражнение 2. Найдите предложения, в состав которых входят односоставные предложения, определите их вид ( знаки препинания не расставлены).
1) Вскочили на коней поскакали к бе¬регу откуда должна была начаться переправа. 2) Герасим чувствовал знакомый запах поспевающей ржи которым так и веяло с тём¬ных полей. 3) Оксана знала и слышала всё что про неё говорили и была капризна. 4) Рассказывают ещё что панночка собирает всякую ночь утопленниц и заглядывает поодиночке каждой в лицо ста¬раясь узнать которая из них ведьма. 4) Только слышно было что далеко-далеко вверху над головой голодный ветер гулял по верхушкам деревь¬ев.5) Ты привыкла видеть меня девочкой и тебе странно когда у меня серьёзное лицо. 6) Около дома в зелени завёлся соловей который кричит не переставая. 7) Она видела в нём что-то новое с чем ей не случалось встречаться. 8) Берингов пролив напоминал большое спокойное озеро по которому сновали кожаные байдарки охотников. 9) Иван Игнатьич отправился за башкирцем который сидел в амбаре. 10) Есть лица подобные пышным порталам где всюду великое чудится в ма¬лом.
Упражнение 3.
1. Выпишите слова, образованные бессуффиксным Выделите грамматические основы предложений.
3. Дайте характеристику каждого предложения.
4. Найдите и укажите сложные предложения, в состав которых входят:
а) односоставные безличные;
б) односоставные неопределенно-личные.
5. Укажите сложноподчиненные предложения, в которых есть однородные придаточные.
1. В гулком обширнейшем дортуаре, где в несколько рядов стояли четыре десятка плоских железных кроватей, стали готовиться ко сну.
2. Даже тот кудлатый парнишка, с которым в первый день случилась драка, оказался не столь уж вредным.
3. Не случится ли, что в новом семействе он, Коля, окажется третьим лишним и его отправят на пансионное проживание в Симферополь?
4. Клад точно лежит там, надо только сговорить ребят на поиски, и глядишь, в самом деле можно будет купить тендер для Маркелыча.
5. Когда он повторял в уме стихи Шарля Дюпона, они с каждым разом казались ему все менее страшными и все более светлыми.
6. Однако в этих штормовых ветрах уже не было ледяного зимнего холода, в них можно было ощутить влажную согретость – первый намек на близкие теплые времена.
7. Там тянулась Ростиславская улица, где большинство домов были обитаемы и можно было встретить не тюремников, не духов, а настоящих людей.
8. Тимофей сменил тон и с нет ли чего нового про «Артемиду».
9. После того как побывал в святом месте, врать было невозможно.
10. У разбитого оконца, которое выходило во двор, никто не дежурил.