Упражнение 1. Прочитаем данный текст. О чем этот текст? Какова его идея? Определите стиль текста. Найдите в тексте ключевые слова и словосочетания. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор и для чего? Как рождается замысел?
...Возникновение замысла лучше всего объяснить путем сравнения. Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи...
Замысел - это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра - молния .
...Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это все исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию -замысел. (К. Паустовский)
Упражнение 2. Прочитайте тексты. Определите, какой их них является сложным синтаксическим целым, какой - абзацем, какой - периодом. Укажите средства и связи предложений в каждом из них.
1. Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, совершенно праздничный, покрытый множеством острых шипов, перемежающихся с розовыми бутонами; свернутые в причудливый рисунок нежных соцветий плоды шиповника не торопились себя обнаруживать, как бы говоря прохожему: «Попробуй, отыщи нас!»; густая листва кустарника плотно прилегала к тонким крепким ветвям, не давая взгляду проникнуть сквозь шиповник и увидеть, что там, позади него. (По К. Паустовскому )
2. Стояло засушливое лето. В Петербурге ночью было не темнее, чем днем. В вестибюле Верховного уголовного суда, несмотря на жару, не мог согреться Александр Иванович Тургенев. Он то выходил на улицу, плотно надев шляпу и кутаясь, то опять входил в помещение и ждал. (По А. Арсирию )
3. Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Такая защитная реакция психики свойственна человеку, не получившему в детстве достаточно внимания и ласки. В этом проявляется его невоспитанность в безоценочном смысле этого слова. Никто не позаботился о воспитании его души, и вот, как следствие, - его некорректное поведение. (Из кн себе сам»)
2.Изредка по поверхности воды бежала частая рябь, поднятая предвечерним ветерком.
3. Над заледеневшей от сильного мороза рекой мы летели в течение получаса.
4. Из поселка ,расположенного неподалеку, выезжали первые комбайны.
5. Он не замечал ни лесов ни озер, заросших лилиями.
6. Солнце, показавшееся из-за гор ,ослепило нас.
7. Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков.
8. Впереди уже видны были красные огоньки ,причудливо разбросанные на темных холмах.
9. Кружащаяся под потолком сказочная птица напоминает солнце.