Упражнение № 1. Прочитайте сложные бессоюзные предложения; разделите его части запятой или точкой с запятой. Письменно объясните выбор знака препинания. 1.Ночь мчалась галопом вечер стремительно убегал его разноцветный плащ, порванный на бегу, сквозил позади скал красными, обшитыми голубым клочьями. 2. Мебель была мягкая столы широкие диваны удобные. 3. Крылья ласточки фыркнули над самой головой игемона птица метнулась к чаше фонтана и вылетела на волю. 4. Небо было в мелких облачных клецках из мусорного ящика несло запахом фиалки и супа пейзан. 5.Давно храпит слуга в передней давно поет петух соседний в чугунну доску сторож бьет в гостиной свечки догорели. Упражнение 2. Перестройте сложносочиненные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя нужные знаки препинания. 1.Можно было нести любую галиматью, но требовалось только говорить быстро и монотонно. 2. Не страшно медленно идти, а страшно стоять на месте. 3. Были на кругу и медведи, но никто на них не обращал внимания. 4.Григорий умолкал, а Чубатый старался говорить о чем-либо постороннем. Упражнение 3. Определите количество частей в сложном бессоюзном предложении. Охарактеризуйте смысловые отношения между ними и обоснуйте постановку знаков препинания по образцу: Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. ( 2 части, второе предложение дополняет первое; можно вставить: «и увидел, что…», знак препинания – двоеточие). 1.Она несла чашку какао и, поставив ее перед Павлом Петровичем, вся застыдилась: горячая кровь разлилась алою волною под тонкой кожей ее миловидного лица. 2. Ребенок не дождался предостережений матери: он уже давно во дворе. 3. Тайга стояла стеной, далеко над тайгой нависали горы. 4.Выйдет солнце из-за облака – чувствуешь на лице горячую ласку света. 5.Тихо мерцала над горою ясная Венера, чуть шумел в темноте прибой. Упражнение 4. Спишите бессоюзные сложные предложения, расставляя недостающие знаки препинания. 1) Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной напоминают мне оне другую жизнь и берег дальний (Пушкин). 2) Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром (Шолохов). 3) После пяти часов погода стала портиться с моря потянул туман (Арсеньев). 4) Юноша бледный со взором горящим ныне даю я тебе три завета. Первый прими не живи настоящим только грядущее область поэта (Брюсов). 5) Я был скромен меня обвиняли в лукавстве я стал скрытен. Я говорил правду мне не верили я начал обманывать (Лермонтов). 6.) Тут и там рассеянно касались земли и воды лучи солнца упадет луч на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом темно-синее море горит изменчивыми красками отражая щедрый свет (Горький).
Итак, язык является важнейшей, богатейшей и крепчайшей связью, которая объединяет настоящее и отжившие и будущие поколения в единое целое. Если исчезает язык – исчезает и народ. И наоборот, пока язык народа в его устах, до тех пор живёт и народ. Народная мудрость говорит: отберёте у народа все – он все может возвратить, а отберёте язык – и он никогда уже не создаст его. Народ даже может создать новую родину, но язык никто и никогда больше не создаст.
Человек с ужасом вздрагивает перед убийством человека, а что же он должен ощущать, посягая на жизнь личности народа. Изучая родной язык, ребенок учит не только звуки, а будто пьет духовную жизнь с груди родного слова. Оно объясняет природу лучше, чем опытный ученый-природовед; знакомит с людьми, обществом, историей народа лучше, чем любой историк, оно вводит в мир народных верований глубже, чем любой историк. Слово дает человеку такие философские взгляды, которые не мог бы дать ни один философ.
Я полностью разделяю мысли и тревоги Константина Ушинского, который пишет о языке как о важнейшей, богатейшей и крепчайшей связи поколений. Теряя родной язык, вместе с ним народ теряет и многовековые духовные достояния, и понимания мира, и казну народного творчества, которое сохраняется в песнях и легендах, сказках и поговорках, думах и рассказах
Без языка беднеет душа, вырождается народ, теряя свои духовные силы. Слова чужого языка, даже родственные и близкие,- мертвые звуки. Народ, который через свою бессознательность перестает лелеять и защищать родной язык, становится на путь самоубийства.
Все мы должны помнить, что язык — самое большое сокровище. И когда появляется угроза хоть что-то из него потерять, всех должна беспокоить тревога за язык, за наше государство, за наше будущее. Всегда будем помнить, что путь к истине и доброте, красоте и величии лежит через слово:
* Итак станем перед Бог на колени,
* Склоним в почете головы свои,
* Чтобы наш язык, родной, соловьиный,
* Запел, как весенние рощи.
Родной язык дети, как правило, усваивают от родителей. Однако в истории нашей страны, к сожалению, часто случаются случаи, когда люди только в зрелом возрасте возвращаются к родному языку. На современном этапе развития Украины кое-кто стоит на позиции двуязычия. Это может быть приемлемым лишь в смешанных семьях. Ученые доказали, что уже в третьем поколении остается лишь один язык. В мире существуют нации, составные части которых пользуются разными языками. Ярким примером могут быть швейцарцы, которые разговаривают на немецком, французском и итальянском языках. Однако это исключение, которое лишь подтверждает правило: название народа и его языка имеют один корень.
Украинский язык является языком украинского народа, а значит, он должен быть родной для каждого из нас, органической частью нашего естества. Воистину справедливы слова В. Сосюры: «Без языка нашей юности, и народа нашего нет». Так распорядилась судьба, много украинцев, как на Родине, так и за ее пределами не имели возможности овладеть родным языком. Во избежание полнейшей денационализации, эти люди в первую очередь должны овладеть родным языком, поскольку именно он является главнейшим каналом связи с родным народом.