Упражнение 1.
Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.
Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить ООН, старпом, красноречие.
Упражнение 2.
Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.
Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.
Упражнение 3.
Запишите несколько примеров слов, образованных:
а) приставочным б) суффиксальным в) приставочно-суффиксальным г сложения.
Упражнение 4.
Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
(Н. В. Гоголь)
Задания к упражнению 4
1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием;
в) слова с формально выраженным окончанием.
Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.
когда-это обстоятельство(подчеркивается _._.), выражено (я не помню)
ими-это дополнение(подчеркивается _ _), выражено местоимением
пишешь-это сказуемое (подчеркивается две линии друг под другом), выражено глаголом
следов-это дополнение(подчеркивается _ _), выражено существительным
не видишь-это сказуемое(подчеркивается две линии друг под другом), выражено глаголом
(теперь пиши в скобках по предложением)
(повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2-ух простых)
1.простое, односоставное, распространенное
2.простое, односоставное, распространенное
(теперь схема)
сжема 1-ого: [_(сказуемое)]
_
схема 2-гог: [_(сказуемое)]
_
схема предложения:[_(сказуемое),_(с.]
_ _
НУ, ВРОДЕ ВСЕ)))
В 19 веке русские зодчие создали великолепный памятник ,\прославляющий еще одну победу , \ - взятие Казани. На площади выстроили собор. С большим искусством передали русские зодчие в своем произведении радостное ликование народа, \ победившего давнего врага\.