Упражнение 1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и объясните написание.
Дни были (не)выносимо жаркие, но в (не)большом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Упругие глянц...витые листья молодых дубков свежи, как(будто) их только что обм...кнули в зеленый воск. (Из)под пестрой тр...фаретной листвы пап...ротников глядит (ярко)красная волчья ягода и опавшие ж...луди. (В)верху блещет сухая орешина, вся золоче...ная светом, на (темно)корчичневой торфянистой почве в изобили... произр...стают целые семьи грибов. Кругом со...ое царство, только стрекочут в траве неугомо...ые кузнеч...ки да тащ...т солом...нки смышле...ые работящие муравьи. Из чащ...бы на опушку выск...чил пол...нялый заяц, но, сделав прыжок, (тот)час решил пойти (на)попятную и бросился (на)утек.
Высоко в небе плавает ворон. Вот долетает издали, как броше...ая горстка гороха, грус...ный ворон...ий крик. Что он высм...тривает оттуда? Может быть, он устал парить в поднебесь... и хочет этой студе...ой воды из ручья? А вот издалека п...слышалось словно пение жаворонка.
И вдруг слыши...ся т...желый грохот. Опять удар, нива зак...лебалась, и по ней полоснуло холодом. К черной туче, которой заслоне..ы восток и юг, (к)низу (мало)помалу присоед...няются тучки поменьше. По верхнему краю тучи, которая кажется непр...глядной, бл...снула огн...ая нить серебр...ной молнии. Вихр... свис...нул, защ...лкал, и по бурому полю зреющей ржи забл...стали пр...чудливые светлые пятна.
И вдруг тихо. Н... молний, н... ветра. Вот и недавно ре...вший ворон, бросившись вниз, зак...пошился в посеребр...ой листве дуба. На траву упали первые тяж...лые капли, и (барабан...щик)дождь пустился (во)всю
Определение подчеркнуть волнистой линией.
изъяснительно-пояснительные отношения (можно вставить: и увидел, что...) [ - =] : [ = -]
б) Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен
причинные отношения (смутился почему?) [ - = ] : [ - =, = ]
в) Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. [ - = и = ] : [ - =, = ]
изъяснительно-пояснительные отношения (вижу что?.)
г) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. [ = ] : [ - = ]
причинные( почему?)
д) Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар [ - = ] : [ - =, = ], и [ = - ]
изъяснительно-пояснительные отношения (видите что?)
2)
завер-я-ть - завер - и - ть
одол-е - ва-ть - одол - е - ть
увлажн-я-ть - увлажн - и - ть
толк-а-ть - толк - ну ть
Угощ - а - ть - угост - и - ть (ст//щ)
Укрощ-а-ть - укрот - и - ть (т//щ)
Чередование согласных происходит в последних двух глаголах