Упражнение 1.
В приведенных текстах найдите синтаксические средства выразительности и определите их функции.
1) Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. (А. А. Фет) 2) Россия не только государство... Она — сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях. Россия — это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (Н. К. Рерих)
Упражнение 2.
Определите особенности синтаксической структуры предложений и роль знаков препинания в тексте И. С. Тургенева.
Тысячи моих братий, собратий гибнут там, вдали, под неприступными стенами крепостей; тысячи братий, брошенных в разверзстую пасть смерти неумелыми вождями.
Они гибнут без ропота; их губят без раскаяния; они о себе не жалеют; не жалеют о них и те неумелые вожди...
Горячие, тяжелые капли пробираются, скользят по моим щекам... скользят мне на губы... Что это? Слезы... или кровь?
Упражнение 3.
Выпишите предложения, в которых однородные члены предложения усиливают эмоциональность художественной речи. Произведите их синтаксический разбор, составьте схемы.
Вот и сейчас все было необыкновенным: и небо, и воздух, и мокрая от росы трава, и одинокая паутина в синеве. Все давало ему (Тарасу) перевес перед другими: и преклонные лета, и опытность, и умение двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам. (Н.Гоголь)
Наука, техника, культура и производство было бы мертво без общения людей, без языка.
Здравствуйте мама и папа!
Пишет вам ваш сын Петя! Недавно я был на соревнованиях по плаванию и занял там первое место!
Рано утром мы с ребятами поехали в метро до остановки Пушкинской. Там мы пересели в автобус, который довела нас до бассейна. По мимо нас было еще много других участников. Все были напряжены. Голос из не откуда вызывал по фамилиями разных участников из разных групп. И вот подошла моя очередь. Голос сказал : " Вторая дорожка - Иванов Петр, возрастная категория 11-13, мальчики, вольный стиль". Я был готов на все 100! И прозвучал свисток. Я прыгнул рыбкой в воду и поплыл, что есть силы. Доплыв до бортика сделал кувырок, оттолкнулся и поплыл обратно. Раз, два, три, я приплыл. Приплыл первым! Я был счастлив! Затем меня наградили и мы поехали обратно!
Я надеюсь, что в скором времени вам разрешат приехать в Россию и следующим соревнования будут вместе с вами!
С любовью, Петя.
Я очень люблю есть вкусный бабушкин яблочный пирог.
Я-подлежащее, местоимение
Люблю есть-сказуемое, глагол
Вкусный, бабушкин, яблочный-определение, прилагательные
Очень-обстоятельство, наречие
Пирог-дополнение, существительное
Очень-всё это корень и основа, нет окончания
Люблю-люб-корень, л-суффикс, ю-окончание, любл-основа
Есть-это всё корень и основа, нулевое окончание
Вкусный-вкус-корень, н-суффикс, ый-окончание, вкусн-основа
Бабушкин-баб-корень, ушк, ин-суффиксы, нулевое окончание, бабушкин-основа
Яблочный-яблоч-корень, н-суффикс, ый-окончание, яблочн-основа
Пирог-это всё корень и основа, нулевое окончание