Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Ше...ствовать над классом, ше...твовать впереди, уча...твовать в соревновании, четвовать победителей, не чу...ствовать усталости, красивые окрес...ности, интер...ная повесть, у...кое платье, сияющее со...нце, ус...ная про...ьба, гиган...ский дуб, ги...кий атлет, высокая лес...ница, ярос...ный штурм, чес...ный человек, мои ровесники или сверс...ники, прису...ствовать на совещании, отсу...ствовать по болезни, праз...ничный стол.
Упражнение 2. Вставьте пропущенные согласные. Напишите проверочные слова
Но...ти…………………………………………. ,
блю...це……………………………………………..
домоча...цы………………………………………..
варе...ка………………………………………………
пря...ка……………………………………………
ча...ка………………………………………………….
сколь...ко………………………………………………..
приве...ти……………………………………………………
пол...ти……………………………………………………
ше...ство…………………………………………………
изморо...ь (иней)………………………………………….
изморо...ь (мелкий дождь)………………………………..
про...ьба………………………………………………
обра...¬цовый……………………………………………….
Упражнение 3. Вставьте буквы в приведенные ниже слова, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
Должнос...ной оклад…………………………………………………………..
чудес...ные окрес...ности…………………………………………………..
аген...ство по недвижимости……………………………………………..
предвес...ник бури…………………………………………………………..
чес...вовать президента…………………………………………………..
адвока...ская контора………………………………………………………
ус...ный ответ……………………………………………………………
учас...ковый милиционер……………………………………………………
кос...ный мозг…………………………………………………………….
кос...ные взгляды…………………………………………………………….
мес...ное самоуправление……………………………………………………..
парламен...ские слушания……………………………………………………….
предостеречь от опас...ности……………………………………………………..
час...ный детектив………………………………………………………………….
президен...ский указ…………………………………………………………………..
беспристрас...ное отношение…………………………………………………………
искус...ная защита……………………………………………………………………..
голлан...ский сыр…………………………………………………………….
русская словес...ность……………………………………………………………….
комендан...ский час……………………………………………………………………….
влас...ные структуры………………………………………………………………….
Сложная форма будущего времени выделена жирным.
Глаголы в повелит. форме:
разрешите
разреш - основа
реш - корень
раз - приставка
ите - окончание
пусти
пуст - корень, основа
и - окончание
не горюй
гор - корень, основа
юй - окончание
1. На другой день она попросила повести ее в поле(1), которое было недалеко от села и к которому примыкал небольшой лес.
1 - запятая между главное и придаточной частью СПП
[ ], (которое) и (к которому ) - Однородное подчинение.
2.Мне показалось(1), что(2), когда мы расставались(3), от вас веяло холодом.
1 - запятая между главной и придаточной частью
2, 3 - придаточное времени находится внутри придаточного изъяснительного; запятая между двумя подчинительными союзами ставится, потому что нет второй части союза ТО.
[ ], ( что, (когда ), ) Последовательное подчинение.
3.Он говорил(1), что когда один предает всех(2), то это дурно.
1 - запятая между главной и придаточной частью
2 - придаточное времени находится внутри придаточного изъяснительного; запятая между двумя подчинительными союзами не ставится, потому что есть вторая часть союза ТО.
[ ], ( что (когда ),то ) Последовательное подчинение.
4.Если приглядеться(1), то можно увидеть(2), как из глубины водяного оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.
1 - первое придаточное отделяется от главного
2 - второе придаточное отделяется от главного
(Если ), [ то ] , (как ) и ( ) Смешанное подчинение: однородное и параллельное.
5.Впереди(1), куда вела дорога(2), было немного светлее(3), потому что(4), хотя небо и закрывали плотные тучи(5), свет безрадостного декабрьского дня еще не сменила ночная темнота.
1, 2 - придаточное находится внутри главного
3 - придаточное отделяется от главного
4,5 - придаточное находится внутри другого придаточного
между двумя подчинительными союзами ставим запятую, потому что нет второй части подчинительного союза.
[ ,( куда ) ], ( потому что, ( хотя ), ). Смешанное подчинение: параллельное и последовательное.
6.Если человек хорошо поет(1), можно считать(2), что у него есть ключ ко всем сердцам.
1,2 - запятыми отделены придаточные предложения от главного.
(Если ), [ ], ( что ). Параллельное подчинение.