Упражнение 101. Вспомните правописание не с различными частями речи. Заполните таблицу. Приведите примеры на каждый случай. Составьте устное сообщение о правописании не с различными частями речи.
Слова состоят из значимых частей-- морфем. Морфема — это наименьшая, неделимая часть слова, обладающая значением. Например, слово переходный состоит из четырёх морфем: корня -ход-, приставки пере-, суффикса -н- и окончания -ый.В слове выделяются морфемы корневые и морфемы служебные, или аффиксальные.Лексическую базу слова составляет корневая морфема.Каждая морфема играет свою роль в слове. Аффиксальные морфемы — аффиксы (приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс) преобразуют данное слово как лексико-грамматическую единицу в системе частей речи. Например, в словах гордый, гордость, гордишься выделяется корневая морфема -горд-, образующая лексическую базу данных слов, и различные аффиксальные морфемы (-ый, -ость, -ишь и -ся), оформляющие каждое из этих слов как определённую часть речи в системе её форм. По степени участия в образовании новых слов различаются продуктивные и непродуктивные морфемы. Продуктивные аффиксальные морфемы широко используются для образования новых слов и форм слов: приехать, говорят, читатель, молодые. Непродуктивные аффиксальные морфемы не производят или редко производят новые слова и формы слов: па-водок, су-глинок, жи-знь, боя-знь, паст-ух, тремя, цирк-ач, горл-ан, крикун.
Зима для меня — это путешествие в сказку. Когда проснувшись утром выглядываешь в окно и видешь красивые белые снежинки кружатся в воздухе и покрывают тротуары, дороги, машины, деревья и случайных утренних прохожих. Ты начинаешь верить в чудо,как будто действительно попал в сказочную страну. Землю покрывает белое и чистое покрывало. Значит скоро новый год самый лучший праздник для детей и взрослых. Я помню мне было наверно года три, когда я понял как прекрасна зима. Мир в это время кажется большим, удивительным и чудесным. Папа посадил меня на санки и вез по этому белому и пушистому снегу до садика, я чувствовал и восторг, и грусть одновременно. Меня везли быстро, и снег вылетал спрессованными блинами из-под каблуков папы. Это, как ни странно, нравилось мне больше всего. Мне хотелось что-бы дорога до садика не кончалась никогда. Наверно эта черта сохранилась у меня до сих пор: когда мне не хочется на работу, я с радостью представляю, как я буду ехать на машине по заснеженной дороги и ей не будет конца. А вокруг будет этот чудесный зимний пейжаз. Вечером я гулял во дворе, бегал по снегу и радовался тому, как мороз щиплет лицо. Было весело и забавно наблюдать, как медленно падают снежинки, играть в снежки с детьми, и пытаться лепить шарики снега самому и строить снежную бабу. Это веселило меня все сильнее, и я бегал туда и сюда, с трудом вытаскивая ноги из сугробов. После одного из шагов, мой валенок остался в толще снега. Испугавшись, я сделал шаг назад и попал точно в него. Внутрь засыпалось совсем чуть-чуть холодных и мокрых снежинок. Но я был на седьмом небе от счастья. Я до сих пор верю, что зима это белое и чистое волшебство. Этот зимний вечер я запомнил на всю жизнь. И свято верю что все чудеса случаются зимой,это самое прекрасное время года.
По степени участия в образовании новых слов различаются продуктивные и непродуктивные морфемы. Продуктивные аффиксальные морфемы широко используются для образования новых слов и форм слов: приехать, говорят, читатель, молодые. Непродуктивные аффиксальные морфемы не производят или редко производят новые слова и формы слов: па-водок, су-глинок, жи-знь, боя-знь, паст-ух, тремя, цирк-ач, горл-ан, крикун.