Упражнение 115. Определите вид предложений. Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сначала сложные предложения с сочинительными союзами, затем сложные предложения с подчинительными союзами. Подчеркните основы сложных предложений. Постройте схемы сложных предложений. • Назовите виды орфограмм на месте скобок. 1. Великий человек лишь громок на делах и дума..т свою он крепко думу (без)шуму. (И. Крылов) 2. Я правил к берегу разлива и хата крытая соломою, с крыльцом, ко мне навстречу шла, мигая мне пугливо уединённым огоньком. (Я. Полонский) 3. Мне преходилось ноч..вать (в)стогах и в октябре когда трава на ра(с, сс)вете покрывает(?)ся инеем, как солью. (К. Паустовский) 4. А взводы шагали, шагали и пели и сон отлетел и пропала усталость. (А. Сурков) 5. Пока мать накрывала на стол отец сходил (в)месте (с)нами к морю. (А. Первенцев)
Чудесный (прилаг., выражено определением) запах (сущ.,выраж.подлеж.) разливался (глаг., выраж.сказ.) по (предлог) всему(прилаг., выраж. опред.) весеннему (прилаг., выраж. опред.) лесу(сущ., выраж. дополн.).
Предложение: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное.
Схема: [ - = ].
2. Пчелы (сущ.,выраж. подлеж.) и (союз) шмели(сущ., выраж. подлеж.) жужжали (глаг., выраж сказ.) особенно (нареч.,выраж. обстоятельством) озабоченно (нареч., выраж. обстоят.).
Предложение: повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, двусоставное, осложнено однородн. подлежащ.
Схема: [ - и - =].
Второстепенные члены предложения не входят в основу предложения. Чаще всего основа состоит из существительного в именительном падеже и глагола, напрямую относящемуся к нему ( например, "часы идут" - основа, а "несет лепестки" уже глагол с второстепенным членом предложения.)