Упражнение 198. Обособление согласованных и несогласованных определений. Задания: 1. определить тему и основную мысль текста; 2. найти определения (согласованные и несогласованные), определить какой частью речи они выражены ("они" - определения) и какие они - распространённые или одиночные.
Вот по двору бежит кошка, остановилась перед светлой лужей, |и глядя на своё
отражение|, подняла мягкую лапу.
Золотисто-рыжий петух Мамай, |взлетев на изгородь сада|, укрепился, встряхнул
крыльями, едва не упал и обидевшись сердито бормочет, |вытянув шею|.
Идёт неуклюжий Валей, |ступая по грязи тяжело|; скуластое лицо его надуто он
смотрит, |прищурясь|, в небо а оттуда прямо на грудь ему падает белый, осенний луч.
Я её бил за это, трепал ей уши и чуть не плача уговаривал её не бояться
человека.
Он дёргал головою как бы, |отгоняя мух|.
Однажды я пришёл к нему после утреннего чая и вижу что он, |сидя на полу|,
укладывает свои вещи в ящики, |тихонько напевая о розе Сарона|.
УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ
1. Озерцо ← озеро + суффикс ц
Рощицы ← роща + суффикс иц
Овражки ← овраг (г/ж) + суффикс к
2. Морфологический анализ
Путешествия - имя существительное, обозначает предмет, вопрос: что?
начальная форма - путешествие;
постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, средний род, 2 склонение;
непостоянные признаки: множественное число, винительный падеж;
в предложении - дополнение.
Горожан - имя существительное, обозначает предмет, вопрос: кого?
начальная форма - горожанин;
постоянные признаки: одушевленное, нарицательное, мужской род, 2 склонение;
непостоянные признаки: множественное число, родительный падеж;
в предложении - дополнение.
2. Словообразовательный анализ
Путешествовать ← путь + шествовать (сложение основ)
Горожанин ← город + суффикс анин (суффиксальный)
3. Основная мысль текста: необходимо с ранних лет воспитывать в себе умение видеть прекрасное в окружающем мире и бережно относиться к нему.