Упражнение 2. Определите, к какой группе лексики с точки зрения сферы её употребления, относятся данные слова: а) общеупотребительная; б) диалектная; в) специальня; г) жаргонная или арготическая. Адсорбент «тело, на поверхности которого происходит поглощение вещества из раствора или газа»; автомат «выставление итоговой оценки по результатам текущей успеваемости без сдачи зачёта или экзамена»; адажио «музыкальная пьеса в медленном темпе»; аккредитив «вид банковского счёта»; аржаной «ржаной»; ангина «острое инфекционное заболевание»; бадминтон «спортивная игра»; байт «часть машинного слова»; банк «финансовое предприятие»; бемоль «знак понижения звука на полтона»; блатарь «представитель преступного мира»; брам-рей «поперечный брус, прикреплённый к мачте судна»; бугор «начальник»; буерак «овраг»; видеомагнитофон; вирулентность «совокупность болезнетворных свойств микробов»; висеть «не реагировать на запросы извне, не выдавать результаты» (о компьютере); гастроэнтерит «воспаление слизистой оболочки желудка»; гига (от гигабайт) «единица измерения памяти компьютера»; гипербола «стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении»; дифференциал «приращение независимой переменной величины»; замочить «убить»; зыбка «колыбель»; импонировать «внушать симпатию, уважение»; инверсия «изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления выразительности речи»; катет «каждая из двух сторон прямоугольного треугольника»; кафе «небольшой ресторан»; конъюнктивит «воспаление слизистой оболочки глаза»; качаться «укреплять мускулатуру с тренажёров»; кока-кола «безалкогольный тонизирующий напиток»; коллаж «приём эклектического соединения разнородных элементов»; комок «комиссионный магазин»; кумашник «сарафан красного цвета»; левкой «декоративное растение с душистыми цветами»; легато «связное исполнение нескольких звуков»; лимон «миллион рублей»; линолеум «материал для покрытия полов»; метод «приём действия»; лицей «среднее учебное заведение с углублённым изучением ряда предметов».
● Попробуйте дополнить каждую из указанных групп своими примерами.
Запишите 3-5 предложений, в которых становится понятным значение слова, ограниченного сферой употребления. В каких контекстах становятся понятными рядовому носителю языка слова коллаж, импонировать, инверсия?
2) Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.3) Тихо дышит зимний лес , почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.4) В лесу тихо-тихо, и пахнет сосняком и травой. 5) Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.6) Конец зимы, и на деревьях без умолку кричат галки.7) В лесу торжественно и тихо, и по-весеннему пахнет воздух.8) Я подошел к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли, и вдруг увидел корабль.9) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.10) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.
1) Я спросила у кукушки, сколько лет я проживу. (придаточное изъяснительное)
2) Всё было готово, когда в конце коридора появилась знакомая сутуловатая фигура учителя. (придаточ. времени) (Н. Гарин-Михайловский)
3) Касьян быстро закрыл глаза рукой и не шевельнулся, пока я не зарядил ружья и не поднял коростеля. (времени) (И. Тургенев)
4) Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу.(придаточ. времени) (Н. Гоголь)
5) Когда на море вздымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. (К. Паустовский)