Упражнение 2. Расставьте необходимые знаки препинания. Укажите в скобках, какие есть в предложении однородные члены! 1. Туман расходился но еще закрывал вершины леса (Л. Толстой). 2. Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна (Аксаков). 3. Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут не из купальниц и даже не из васильков но из солнечных одуванчиков (Солоухин). 4. Письмо было написано крупным нервным тонким почерком (Куприн). 5. Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному (Белинский). 6. С Гиляров-ским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин и многие актеры и худож-ники (Паустовский). 7. Для Л. Н. Толстого характерно стремление вместить в предложение все богатство, всю сложность, все оттенки мысли или пережи-вания дать мысль в ее динамике (Солганик). Упражнение 3. Расставьте пропущенные знаки препинания. 1) Встретив Алешу пес стал кружит(?)ся вокруг него вст..вал на задние лапы, а передними уп..рался в дубленку. (Ю. Яковлев.) 2) Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь (К. Паустовский) 3) Сюда залетал ветерок не то с гор не то с моря. (С. Бабаевский.) 4) И в бою в непогоду среди самых злых забот ленинградская порода (н..)когда (не) пропадет. (Н. Тихонов.) 5) (В)друг колокольчик над снежн..й д...линой то зазв..нит то опять пропадет. (Н. Бу-кин.)
ОРФОЭПИЯ – ШАГ К УСПЕХУ
Введение
Чем выше культура устного слова,
чем правильнее орфоэпически говорят
ученики – тем правильнее пишут.
Н.С. Рождественский
Основа произносительной культуры закладывается в раннем детстве. Развитие орфоэпических навыков современного школьника происходит под влиянием социума, который его окружает. Неправильно произнесённые слова в ежедневной речи взрослых, в семье быстро закрепляются и входят в словарный запас детей. Это и ведет к искажению речи, ее деградации, к отклонению от нормы. Различия в произношении, как и другие языковые различия, отвлекают людей при общении, переключая их внимание с того, о чём говорится, на то, каким образом. Поэтому понятна значимость овладения нормами правильного произношения слов. Нам стало интересно, какие ошибки допускают учащиеся нашей школы, какие возникают трудности в правильной постановке ударения в словах повседневного обихода? Как предупредить появление орфоэпических ошибок?
1.1. Нормы произношения слов.
Неправильное произношение затрудняет понимание, поэтому необходимо следовать нормам орфоэпии. Что такое «нормы ударения» и почему так важно их знать? Попробуем ответить на эти во Норма (нормы) [лат. norma] - общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило (предписывающее или запрещающее что-либо)… образец поведения или действия». Значит «нормы ударения» - это правило произношения. В литературном языке ученые выделяют орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные нормы. В нашей работе мы остановимся на орфоэпической норме.
«ОРФОЭПИЯ [от греч. orthos - правильный и epos - речь] – это особая наука, примыкающая к фонетике, поскольку она изучает нормы и правила произношения звуков, их сочетаний в литературной речи.»
Орфоэпическая норма - это единственный вариант правильного произношения слова. В русском языке эти орфоэпические правила относятся к разделу "Фонетика". Орфоэпические нормы определяются фонетической системой языка. Необходимо выделять орфоэпические нормы в произношении гласных, согласных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм и заимствованных слов.