Упражнение 225. Прочитайте предложения, объясните отсут- ствие (или наличие) знаков препинания.
Подсказка! Замените деепричастия синонимичными на-
речиями или существительными с предлогом.
1. Он отвернулся и стоял не двигаясь. 2. Кот не мигая
долго смотрел на огонь свечи. 3. Я проснулся рано и пол-
часа лежал не шевелясь. (Ванш.) 4. Страшная туча над-
вигалась не спеша. (Ч.) 5. Она послала девушку искать
его и сидела ожидая. (Л.Н. Т.) 6. Дядя смотрел на бабушку
прищурясь2. (М. Г.) 7. Размахивая руками он что-то быстро
говорил. 8. На подоконнике дремала кошка подобрав под
себя передние лапки. 9. Вернувшись в каюту он долго не
мог уснуть. (Собол.)
Морфемный и словообразовательный разбор слова – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова, целью которых является определение состава (или структуры) слова и способа образования слова.
Условно обозначается цифрой², справа вверху над словом (рис. 1).
Рис. 1. Пример условного обозначения
Такой вид разбора формирует орфографические навыки.
Возьмем два слова (рис. 2).
Рис. 2. Слова
Написание согласных в этих словах зависит от того, к какой морфеме относится буква к в производящемсуществительном (рис. 3): в слове доска буква к принадлежит корню, прилагательном дощатый перед суффиксом -ат- пишем щ (рис. 3), в слове брусок буква к принадлежит суффиксу, в прилагательном брусчатый пишем букву ч (рис. 4).
Рис. 3. Пример слова
Рис. 4. Пример слова
Следует помнить, что разбор слова по составу необходимо производить в соответствии с нормами современного русского языка. Слова богатый и полосатый когда-то имели сходное строение: были образованы с помощью суффикса -ат- от соответствующих существительных бог и полоса. В современном языке слово богатый не объясняется существительным бог, суффикс -ат- потерял свое значение, выделяем только корень богат (рис. 5). А слово полосатый сохранило свое строение, корень полос, суффикс -ат- (рис. 6).
Рис. 5. Пример
Рис. 6. Пример
План морфемного разбора1. Выписать слово в той форме, в какой оно предоставлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспря
1. Приближаться к пристани.
×Приближаться (к чему?) к пристани
2. Повернуть к дому.
×Повернуть (к чему?) к дому
3. Участвовать в жюри
×Участвовать (где/в чем?) в жюри
4. Поражаться красотой
×Поражаться (чем?) красотой
5. Увлекаться спортом
×Увлекаться (чем?) спортом
6. Лунная ночь
×Ночь (какая?) лунная
7. Поговорить с девочкой
×Поговорить (с кем?) с девочкой
8. Слово поднолось не поняла, извини
9. Клубничное варенье
×Варенье (какое?) клубничное
10. Не дает обида чот не знаю :(
11. Поехал в автомобиле может быть
×Поехал (в чем?) в автомобиле
12. Поговорил по телефону
×Поговорил (по чему?) по телефону
Надеюсь, я все верно поняла