Умение говорить публично достигается выполнением ряда требований: нужно знать предмет о котором говоришь, нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью и оборотами, причём к этому знанию относится и знакомство с сокровищами родной литературы. Говорить следует громко, отчётливо и выразительно. В тоне должна быть убежденность и сила. Тон речи можно повышать и понижать в связи со смыслом и значением фразы. Нужно помнить о значении пауз между частями устной речи они то же, что абзац или красная строка в письменной. Краткость речи состоит не только в краткости времени за которое она произносится. Краткость – отсутствие лишнего, не относящегося к содержанию. Надо избегать лишнего, оно ведет к потере внимания слушателей. Если надо было сократить
С причастными оборотами: Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. ("АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ" И.А.Бунин)
с деепричастными оборотами: Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал. — Уходи, — сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. ("Тёмные аллеи" И.А. Бунин).
Если надо было сократить
Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия.
В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой, и самый шалаш, около которого мещане обзавелись за лето целым хозяйством.
Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами.
("АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ" И.А.Бунин)
с деепричастными оборотами:
Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.
— Уходи, — сказал он, отворачиваясь и подходя к окну.
("Тёмные аллеи" И.А. Бунин).