Упражнение 638. Прочитайте текст. Определите тип и жанр текста. Найдите языковые средства публицистического стиля, используя таблицу. СВЕТ ПОЭЗИИ
Это было после войны.
Я уезжал из Москвы к себе на родину в Калининградскую область и зашёл попрощаться к Елене Александровне Благининой. И она дала мне в дорогу небольшую, но драгоценную книжку Есенина – одно из его ранних прижизненных изданий.
После Москвы, пятилетней разлуки, вызванной войной, маленький тверской городок Лихославль казался ещё меньше. Я жил на его окраине, скорее, деревенской, чем городской. Холмистые поля простирались до самого горизонта, темнел перелесок, белая церковка виднелась вдали… И когда я читал там книжку Есенина, то его стихи удивительно совпали с моим ощущением родного края, как бы заново мною обретённого.
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Тёмным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суховатой липой
Пахнет от колёс.
Я не хочу сказать, что ни до, ни после не было других поэтов, других стихов, которые производили бы на меня столь же яркое и глубокое впечатление, но такого наглядного претворения жизни в поэзию никогда больше я не встречал и такого щемящего совпадения слова и чувства не испытывал. С тех пор Есенин для меня вовсе не был тем Есениным, каким представлялся, как я впоследствии выяснил, многим моим товарищам. Видимо, Елена Благина правильно сделала, что перед поездкой на родину подарила мне именно ту книжку поэта, где пробиваются сами истоки его поэзии, где ничем не замутнённая любовь к родной земле, общая наша невысказанная любовь, живёт без всяких деклараций как повседневное прекрасное чувство.
Основная мысль текста заключается в том, чтобы рассказать нам о великом учёном М. В. Ломоносове, который несмотря на то, что был очень небогат, всё же смог добиться успеха.
10. 1) Личность Михаила Ломоносова.
2) Трудности на пути к науке.
3) Вклад в развитие человечества.
11. Он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета.
12. Подчёркивал - настаивал на чём-либо.
Подчёркивал слова в тексте.
13. К книжному стилю (научному).
Естествоиспытатель - натуралист.
14. Из века в век - очень давно.
Наш род из века в век передаёт кольцо нашей дальней родственницы. Теперь оно дошло до меня.
Вытирать (кого?/что?) пыль (Вин. падеж), вытереть (кого?/что?) мебель (Вин. падеж); отпирать (кого?/что?) двери (Вин. падеж), отпереть (кого?/что?) замок (Вин. падеж); замирать от (кого?/чего?) восторга (Род. падеж), замереть от (кого?/чего?) страха (Род. падеж), понимать (кого?/чего?) друга (Род. падеж), сжимать (кого?/что?) пружину (Вин. падеж), вычитать (кого?/что?) задолженность (Вин. падеж), расстелить
(кого?/что?) скатерть (Вин. падеж), расстилать (кого?/что?) ковёр (Вин. падеж); налить (кого?/что?) воды (Вин. падеж),
чувствовать (кого?/что?) усталость (Вин. падеж), выровнять (кого?/что?) грядки (Вин. падеж), проложить (кого?/что?) дорогу (Вин. падеж), присутствовать (в ком?/в чём?) на уроке (Предлож. падеж), не терять (кого?/чего?) времени (Род. падеж).