УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Упражнение. Прочитайте текст. Вставьте, где это нужно, пропущенные буквы, обозначьте слитное, раздельное или дефисное написание. Расставьте недостающие знаки препинания. Текст. (1) В России и...стари были такие люди у которых не было н..._чего. (2)Ни дома ни крова ни семьи ни дела. (3)Они (не)будучи цыганами вели цыганский образ жизни. (4) Это страные люди или странники. (5) Ходили они по просторной русской земле с места на место из края в край блуждали по подворьям заходили в м-настыри заглядывали в кабаки тянулись на ярмарки. (б)Отдыхали и спали где попало. (7)Цель их странствований угадать было (не)возможно и я убеждён что если каждого из в отдельности спросить куда и зачем он идёт он (не)ответит потому что не знает. (8)Он над этим (не)думал. (9)Кажется что они чего-то ищут. (10)Кажется что в их душах Живёт смутное представлении о неведомом каком(то) крае где жизнь праведнее и лучше. (11)Может быть они от чего(нибудь) бегут но если бегут то конечно от особенной (не)понятной (не)выразимой иногда бе...причин...ой русской тоски. (По Ф.И. Шаляпину.)
Задания. 1. Какие средства выразительности речи используются автором предложениях 1-2?
2. Какие средства выразительности речи используются автором в предложениях 5-6?
3. Какие средства выразительности речи используются автором в предложениях 9-10?
4. Определите тип речи первых двух абзацев текста.
5. Определите тип речи последнего абзаца текста.
6. Сформулируйте проблему текста.
7. Сформулируйте авторскую позицию. 8. Выпишите из текста все вводные конструкции.
9. Какая характеристика соответствует предложению 10?
1) Сложноподчиненное предложение, состоящее из двух частей, одна из которых осложнена вводным словом. 2) Сложноподчиненное предложение, состоящее из трех частей, связанных между собой последовательно.
3) Сложноподчиненное предложение, состоящее из трех частей, одна из которых представляет собой придаточное обстоятельственное.
4) Сложноподчиненное предложение, состоящее из двух частей, одна из которых представляет собой придаточное определительное.
Подлежащего нет, фиксирую - простое глагольное сказуемое, выражено глаголом, фиксирую где? в памяти - обстоятельство места, выражено сущ. с предлогом, в памяти какой? взгляда - несогласованное определение, выражено сущ., фиксирую что? метафоры - прямое дополнение, выражено сущ., метафоры какие? страниц - несогласованное определение, выражено сущ., страниц каких? этих - согласованное определение, выражено указательным местоимением.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, определенно-личное, распространенное, полное, не осложнено.
ОтгадайкаВзрослый загадывает слово – что-то из того, что можно увидеть за окном, путешествуя на автомобиле или поезде. Ребенок должен отгадать это слово, задавая как можно меньше наводящих вопросов вроде «Это зеленое? » , «Это квадратное? » и т. п. Отвечать можно только «да» или «нет» .
Сочини стишок Суть игры в том, чтобы придумать как можно больше слов в рифму. Например, начать с простого слова «кот» и по очереди добавлять существительные в рифму: год, рот, крот, мед, лед, свод. Проиграл тот, кто не сможет придумать слово.
Балда Для этой игры, чем больше участников, тем лучше. Первый игрок пишет букву, следующий добавляет букву спереди или сзади написанной буквы и т. д. Проигрывает тот, в результате подстановки кого получилось целое слово. Добавляя очередную букву, игрок должен иметь в виду какое-то определенное слово, в котором встречается написанная им комбинация букв. Если тот, кто должен сделать очередной ход, не может придумать ни одного слова с комбинацией букв, которая сложилась перед его ходом, он должен сдаться. В этом случае игрок, который написал последнюю букву, должен сказать, какое слово он имел в виду, если слово он назвать не может, то проигрывает сам, если назвал – проигрывает тот, кто сдался. Тот, кто проигрывает первый раз получает букву «Б» , второй раз – «А» и т. д. , пока не получится слово «балда» . Тот, кто первым станет «балдой» , проигрывает окончательно. Играть можно не только на бумаге, но и устно.
КарамбаКоличество участников игры должно быть больше двух. Взрослый объявляет: "Мы сейчас будем по очереди называть числа по порядку, но вместо чисел, которые делятся на 3 (5, 7, 4) и содержат три в своем написании, мы будем говорить “Карамба” (например: 1, 2, Карамба, 4, 5, Карамба, 7, 8, Карамба, 10, 11, Карамба, Карамба, 14,...). Тот, кто ошибается – выходит из игры".
Две буквыДля игры требуется несколько участников. Первый участник говорит слово - существительное в единственном числе. Следующий участник на две последние буквы этого слова придумывает свое, но не произносит его вслух, а объясняет другими словами. Третий игрок понимает, что это за слово (он может задавать наводящие вопросы) , но не говорит его вслух, а на две последние буквы этого слова придумывает свое слово и объясняет его следующему игроку. Игра продолжается, пока не надоест. Например: Птица -> Стоит на одной ноге, ест лягушек -> (Цапля) -> То, что ест цапля -> (лягушка) -> в чем варят борщ -> (кастрюля)...