Упражнения по теме: «Бессоюзные сложные предложения»
Упражнение 1. Запишите, заменив сложноподчиненные предложения бессоюзными предложениями. Укажите смысловые отношения.
1. Весь день на месте, потому что сушили имущество и отдыхали.
2. Он сильно испугался, потому что зазвенел звонок.
3. Мы ехали медленно, потому что в часы пик на дорогах много машин.
4. В лесу потемнело, потому что началась гроза.
5. Яблони пропали, потому что зимой были сильные морозы.
6. Он плохо себя чувствовал, потому что не спал всю ночь.
Упражнение 2. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания.
В саду уже началась жизнь птицы пели дружно суетились во все стороны отыскивая завтрак пчелы шмели жужжали около цветов. (И. Гончаров)
Коля смутился весь этот до был ему неприятен тягостен. (А. Куприн)
Только днем в саду было тихо беспокойные птицы улетали на юг. (К.Паустовский)
Мгновенно воцарилась глубокая тишина гроши слабо звякали ударяясь друг о друга.
Он был в большом волненье мигал глазами, неровно дышал руки его дрожали как в лихорадке.
Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться лошадь моя вязла я не видел ни зги. (И. Тургенев)
Упражнение 10. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Какой вариант предложений чаще используется в пословицах? Почему?
Запишите сложные бессоюзные предложения, комментируя расстановку знаков препинания. Составьте схемы 1, 2 и 3-го предложений.
Понаблюдайте за интонацией. В сложных бессоюзных предложениях интонация должна быть более отчётливой: с сильным повышением голоса в конце первой части, резкой паузой (на месте тире) и понижением голоса во второй.
1. Все крыльями машут, но не все летают. 2. Когда птицы приумолкли, то жди грома. 3. Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 4. Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 5. Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. 6. Если затянулись дожди, груздя (не) жди
Деепричастия: Влезая (влезать, несоверш)на крышу, встряхивая (встряхивать, несоверш) крыльями, воркуя (ворковать, несоверш) красовались, вздрагивая (вздрагивать, несоверш) от нетерпения, наполняя (наполнять, несоверш) шумом, описывая (описывать, несоверш) круги, сверкая (сверкать, несоверш) серебром, распростирая (распростирать, несоверш) крылья, закинув (закинуть, соверш) головы, не отрывая (отрывать, несоверш) глаз, прижавшись (прижаться, соверш) друг к другу.
ОзАглавьте текст. Спишите, деля текст на абзацы. Назовите падежи выделенных слов.
Осень в лесу за Доном
За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень.
С шелестом падАли с тополей сухие листья. Кусты шИповника стОяли, как будто обЪятые пламЕнем, и красные ягоды в реДкой листве ИХ пылали, как _ огнеННые язычки.
Горький, всепобеждающий запах сопревшей дубовой коры заполнил лес. Ежевичник - густой и хваТкий - опутЫвал землю; под сплЕтением ползучих ветвей его искусно прятались от солнца дымчато-сизые, зрелые кисти ежевики.
На мёртвой трАве в тени до полудня лежала роса, блЕстела посеребрённая ею паутина.
Укажите предложения, которые связаны с местоимения.
Кусты шИповника стОяли, как будто обЪятые пламЕнем, и красные ягоды в реДкой листве ИХ пылали, как _ огнеННые язычки.
Ежевичник - густой и хваТкий - опутЫвал землю; под сплЕтением ползучих ветвей его искусно прятались от солнца дымчато-сизые, зрелые кисти ежевики.