В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
81920346
81920346
06.11.2022 08:09 •  Русский язык

Урок развития речи на тему «Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт») Будем готовиться к написанию сжатого изложения с изменением формы лица.
Читаем упр.739.
- Какова задача сжатого изложения?
(передача текста сжато, обобщённо)
- Что значит сжать текст?
(нужно суметь отобрать в тексте главное, найти обобщающие слова и выражения, которые в передаче информации).

Вспомним приемы сжатия текста.
Исключение (повторы, ненужные подробности)
Упрощение (диалоги, прямую речь, сложные предложения)
Обобщение (предложений, связанных одной мыслью)

- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного?
- О чём говорится в тексте? День рождения Саши
- Только ли желает рассказать о Дне рождения? (Осуждает поступок мальчика)
- Как должен вести себя вежливый, гостеприимный хозяин?
- Что мешает понять герою недовольство гостей и их быстрый уход?(Его невоспитанность)
- Согласитесь ли вы с пословицей «Дорог не подарок, дорого внимание»?
- В чём основное намерение автора (основная мысль текста)?
(Рассказать о правилах гостеприимства, о чувстве вины, о чувстве обиды, показать, как не следует себя вести в подобной ситуации)

Составим план текста и приступим к сжатию!
1. Приход гостей.
2. Подарки.
3. Невесёлое чаепитие.

- Сжатие текста можно провести за счёт обобщения понятий или исключения части информации.
1) Приход гостей. Перечитаем первое предложение, которое составляет первую часть.
Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения.
Используя приёмы сокращения, уменьшим его объём + повествование от 3 лица.

Начать предлагаю так: На день рождения сына (или Саши) мама…

2) Подарки. Читаем 2 часть полностью и пробуем ее сократить за счет исключения диалога, обобщения информации до двух предложений
Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.
, говорю я Кольке. – Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».
Витька принёс мне сказки Андерсена.
, -- говорю я, книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.
Лиза, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.
-- Вот кстати, -- говорю я. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!

Начать предлагаю так: Пришли…(кто?), принесли…(что?) или Пришли ……(кто?) с (чем?)…..
Далее убираем весь диалог, сокращаем информацию до двух предложений: в первом предложении перечисляем подарки, во втором – говорим об отношении к ним мальчика.
Опорные фразы для построения предложений:
Колька настольную игру «Хоккей» притащил, Витька – что?, Лиля – что?. (Тире позволяет нам не употреблять глаголы)
Коле именинник сказал, что больше любит настольную игру «Футбол», Вите – что книга…….., Лиле – что ……….

3) Невеселое чаепитие. Перечитываем третью часть.
Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?
Во-первых, попробуйте объединить первые два предложения в одно: Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать (подумайте, какую информацию можно исключить?). Помните, что повествование идет от третьего лица! Поэтому пишем: Сложил Саша (мальчик) подарки в угол….
Во-вторых, читаем следующие четыре предложения: Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. Из них предлагаю сделать два предложения: А гости почему-то скучные… Потом стали…. и ……
Закончить текст предлагаю сложным предложением с союзом что:
Хозяин (или мальчик, или Саша) так и не понял, чем..
Другой вариант:
Хозяин (или мальчик, или Саша) так и не понял, что он..

В тексте три части, значит, должно быть три абзаца, но допускаю, что 1 и 2 части можно объединить в один абзац!

Показать ответ
Ответ:
Qwertyuiop11111112
Qwertyuiop11111112
30.03.2020 22:53
Здравствуй, дорогой Робинзон.
Я рада, что у меня есть возможность написать тебе письмо и выразить свое восхищение твоим мужеством и храбростью. Только настоящий мужчина, с сильным характером, мог бы выжить на необитаемом острове. Я с большим удовольствием прочитала книгу Даниэля Дефо о твоих удивительных приключениях. Было так интересно вместе с тобой переживать интересные и захватывающие минуты, строить дом, изобретать зонтик, доить коз и учиться все премудростям жизни в экстремальных условиях. Часто мы жалуемся на трудности жизни, сидя в уютном кресле у камина, уплетая свежие мамины булочки или бабушкины пирожки и кутаясь в теплый плед. Не многие из нас смогли проявить столько смекалки и суметь выжить в тех условиях, в которые попал ты.Еще ты очень находчив и ориентирован,когда ты только попал на необитаемый остров,я подумала, пропал!Но ты нашел маленькой зернышко,и целых 2 года не ел хлеб который ты выращивал,ты очень вынослив.Чтобы добывать пищу (выращивать), тебе нужно было тщательно и долго,наблюдать за климатом ,к примеру,когда идут дожди и т.д..Это заняло достаточно много времени. Тебе приходилось многие "постройки" которые ты там установил перестраивать,поскольку там были и дикие звери,и ужасно - сильные дожди!Все это сбивало и крушило твои старания. Но ты не унывал даже тогда когда,твой "склад" с едой затопило,ты построил новое,и так много много раз. ведь на острове невозможно управлять погодой. В общем, ты сделал очень много,чтобы вернуться домой,и ты это сделал! Ты вернулся домой!Я восхищена тобой!Желаю тебе здоровья,счастья,и всего всего.(свое имя)
0,0(0 оценок)
Ответ:
vikyliya
vikyliya
28.07.2020 00:34
Организовать- (что сделать?) совершенный вид 
Использовать- (что делать?) несовершенный вид
Исследовать- (что делать?) несовершенный вид
Телеграфировать- (что делать?) несовершенный вид
Воздействовать- (что сделать)совершенный вид
Женить- (что делать) несовершенный вид
Жениться- (что делать?) несовершеннй вид
Обещать- (что делать?) несовершенный вид
Сочетать- (что делать?) несовершенный вид
Велеть- (что делать?) несовершенный вид
Ранить- (что делать?) несовершенный вид
Казнить- (что делать) несовершенный вид
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота